ГлавнаяНовости → Доклад А.В.Сысоева «Эффективная амортизационная политика – залог успешного развития России»

Доклад А.В.Сысоева «Эффективная амортизационная политика – залог успешного развития России»

на IV-х Уральских научных чтениях профессоров и докторантов общественных наук «Экономическое, социальное и духовное обновление как основа новой индустриальной России, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, 07 февраля 2017 года

Доклад для скачивания

Сысоев А.В.
Член Правления РСПП,
Вице-президент Свердловского областного союза

промышленников и предпринимателей,
Председатель Комитета СОСПП
по промышленности и взаимодействию
с естественными монополиями,

доктор технических наук, профессор

 

Эффективная амортизационная политика – залог успешного развития России

Мир науки и техники непрерывно изменяется: приходят новые технологические уклады, новые формы организации труда, новые профессии, новые знания.

Если в XIX веке объем знаний увеличивался в 2 раза за 100 лет, то в XX веке прирост знания резко ускорился:

  • в 1900-1950 гг. – прирост в 2 раза
  • с 1950 г – удвоение каждые 20 лет.

А в XXI веке удвоение знаний происходит практически каждые 10-15 лет.

Новые знания требуют других правил игры, других источников финансирования для их внедрения. Если страна не решит, как финансово обеспечить техническую революцию – то эта страна резко отстанет от других стран.

Рост ВВП, рост экономики страны обеспечивается:

  • инвестициями,
  • новыми рынками сбыта
  • ростом реальных доходов населения
  • ростом экспорта
  • амортизационная политика
  • денежно-кредитно-валютная политика

Для ликвидации технического отставания нужно иметь программу доведения доли внедрения инвестиций не менее 30-35% от ВВП.

Страна должна иметь политику расширенного воспроизводства – как промышленности, так и сельского хозяйства.

Износ основных фондов с 2000 г. по 2015 г. увеличился с 39,3% до 47,9%.

 

Мировой опыт показывает, что эффективная амортизационная политика служит активным стимулом экономического роста, залогом успешного развития страны.

Прежде, чем рассматривать актуальные проблемы амортизационной политики, необходимо определить экономическую сущность амортизации.

Амортизация во всем мире понимается, как обязанность владельца предприятия обновлять основные фонды в процессе их планового воспроизводства вследствие материального и технического износа.

Основные цели амортизации:

  • возмещение затрат инвестору;
  • восстановление основного капитала и основных фондов с учётом срока их службы;
  • возврат «инфляционной шапки» денежной массы в структуре финансовых балансов;
  • управление инвестиционной политикой для решения государственных задач структурного развития экономики;
  • поддержание научно-технического и технологического уровня производства.

В мировой практике амортизационная политика служит для того, чтобы устранять инфляционные последствия для финансовых балансов, создавать мощный источник финансирования национальной промышленности и, в целом, посредством амортизационных отчислений управлять хозяйственным процессом на уровне макроэкономики.

По сути дела амортизация – это один из способов сохранения уставного и акционерного капитала. У нас сегодня можно вложить финансовые средства в виде акций в уставной капитал, построить новое производство, однако с учетом ныне существующей амортизационной политики через 10-15 лет может оказаться, что основные фонды изношены, производство стало неконкурентоспособным и закрывается.  Таким образом, новый завод при таком минимальном уровне амортизации и в случае неиспользования акционерами прибыли на инвестиции через 10 лет может закрыться, а работники выброшены на улицу.

Поэтому, на наш взгляд, нужна широкая дискуссия в целом в стране по проблемам, связанным с амортизационной политикой. И для власти, и для экономистов, и для промышленников назрела необходимость четко и однозначно определиться с тем, что такое амортизация и для какой цели она предназначена.

Мы достаточно упрощенно воспринимаем амортизацию, более того, мы даже боимся увеличить основные фонды, увеличить амортизационные отчисления. Распространена точка зрения, что это – «уход от налога на прибыль».

Между тем, нам особенно нужны гарантированные источники инвестиций. А гарантированные источники инвестиций это - прежде всего, амортизация.

Сегодня резкое снижение стоимости амортизационных отчислений создает иллюзию высокой прибыльности многих предприятийпрежде всего, у нефтяников, газовиков, металлургов. Создается впечатление, что у нас избыток денег, для борьбы с инфляцией и стерилизации денежной массы мы создаем стабилизационный фонд.

         Проведенный анализ доли амортизационных отчислений в себестоимости выпускаемой продукции применительно к 1990 и 2004 годам показывает, что в 1990 г. она составляла 14%, а в 2015 г. – всего 2%. При этом соотношение амортизационных отчислений к первичной стоимости основных фондов в 1990 г. составляло 21%, в 2015 г. – 1%.

Динамика доли амортизации в затратах на производство по               промышленности.

Показатели

годы

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

В Всего (%)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в в том числе:

   амортизация

14,0

6,4

9,3

7,8

7,3

4,5

3,5

3,6

4,7

4,4

Говоря о конкретных методах применения амортизации за рубежом, необходимо обратить внимание, что амортизационная политика в зарубежном праве включает в себя широкую палитру мер правового регулирования, в основе которых лежат бухгалтерская, финансовая, налоговая и экономическая концепция амортизации.

В то же время Россия не имеет собственной правовой концепции амортизации, и этот вопрос регулируется лишь для цели извлечения налога на прибыль.

При этом сами по себе принятые на Западе концепции амортизации имеют достаточно много вариантов их использования для управления макроэкономикой страны, которые, к сожалению, совершенно не предусмотрены российским законодательством.

Одним из важнейших элементов амортизационной политики является финансовая амортизация, которая включает в себя целый ряд подходов:

  • Это, прежде всего, - амортизация акционерного капитала. Она заключается в том, что при создании акционерного общества оно ежегодно заранее выплачивает вкладчикам часть (50%) или полную номинальную стоимость акций.
  • В некоторых странах, например во Франции, существует амортизация ценных бумаг, в России она не используется.

               Экономическая или промышленная амортизация имеет своей целью обеспечение способности предприятия заменить основные фонды, когда они физически выйдут из строя или морально устареют.

Экономический подход заключается в том, что амортизация рассматривается как обязанность предприятия сохранять первоначальную стоимость капитала, защищать тем самым предприятие от возможных убытков от потерь в уставном капитале.

Помимо этого, в зарубежной практике существует целый ряд мер, направленных на стимулирование ускоренной амортизации и роста инвестиций.

Например, применяются амортизационные каникулы, т.е.  отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение.

               Другая мера - амортизация для инновационных целей. Она возникла в связи с необходимостью стимулирования новых организационных форм частного бизнеса, способных быстро осуществить и реализовать новейшие технические и технологические разработки, особенно в области энергосбережения и экологической безопасности:

  • Важный инструмент такой амортизационной политики - стимулирование капитальных вложений в технологии, приборы и оборудование для научно-исследовательских целей. Затраты на них могут списываться в размере 50% стоимости в первый же год. Это стимулирует заказы в промышленности на такое оборудование и технологии без привлечения бюджетных средств.
  • В некоторых странах предусмотрена возможность удвоения амортизационных отчислений в первый год приобретения нового оборудования и технологий (стимулирование покупок и роста производительности труда).
  • Также в ряде стран применяется налоговый кредит на прирост НИОКР. Эта льгота распространяется только на исследования, проводимые на национальной территории. Налоговый кредит составляет 25% от суммы прироста подтвержденных расходов.

               В целях расширения спроса на новое оборудование для малого бизнеса  осуществляется стимулирование трехкратным расширением ставки списания из налогооблагаемой прибыли затрат, потраченных на приобретение капитального оборудования. Понятно, что эти средства используются для расчетов за кредиты.

               Одним из приоритетов в экономической политике США является создание новых поколений компьютерной техники. Для притока инвестиций в эту сферу компании получили право ускорить амортизацию и списывать 30% стоимости компьютеров и другого электронного оборудования сразу после их приобретения.

               Еще одним действенным инструментом амортизационной политики является амортизационная премия. Для поощрения модернизации предприятий из их доходов разрешается исключать сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств в дополнение к обычным амортизационным отчислениям.

               В ряде стран существует также так называемая дегрессивная амортизация. Этот метод применяется практически для всех отраслей экономики, малого предпринимательства и сельского хозяйства. Метод состоит в более быстром начислении износа оборудования на начальном этапе. Но есть непременное условие – материальная часть должна быть новой и срок годности должен быть не менее трех лет.

Во многих странах амортизация используется для достижения национальных приоритетов и служит для побуждения частной экономики нести расходы в соответствии с пожеланиями государственных органов. Здесь применяется несколько вариантов – в том числе и вариант ускоренной амортизации, т.е. предоставление определенной системы льгот для развития производств, стратегически важных для государства.

               Мы видим, что амортизация в мировой практике - это не такой простой способ, при котором отчисления происходят по единым для всех и неизменным коэффициентам. Сама по себе амортизация может быть очень гибкой, и во многом зависит от того, какую цель преследует государство. Но главное – этих амортизационных отчислений должно быть достаточно для восполнения стоимости основных фондов по мере их износа.

               Также на Западе (во Франции, в Великобритании) существует практика переоценки балансов предприятий, их основных фондов в случае массированной инфляции – это делается и для того, чтобы амортизационные отчисления были достаточными для замены включенного в актив имущества.

Как видим, сегодня в мировой практике политика амортизации – это мощная побудительная мера развития экономики, по сути дела - одна из самых важных, приносящих реальную пользу всему государству.

               Исходя из выше сказанного, хочу подчеркнуть несколько ключевых моментов.

Во всем мире амортизация рассматривается как обязанность производителя восстановить затраты на создание основных фондов, чего у нас в стране практически не делается. Если данная политика не будет реализована, то в скором времени во многих отраслях производство будет прекращено, работники потеряют работу, а акционеры - собственность.

               Поэтому мы должны использовать амортизационную политику как достаточно широкий круг мер правового регулирования, которые в конечном итоге будут двигать экономику страны в нужном нам направлении.

На наш взгляд, в этом вопросе государством должно быть принято ответственное решение. Поскольку в результате роста инфляции и принятия нового Налогового кодекса амортизация как  элемент управления экономикой, инвестиционным процессом фактически перестала существовать.

Необходимо, чтобы законодатели, Правительство РФ, научная и экономическая элита совместными усилиями подготовили  закон «Об амортизационной политике в Российской Федерации».

В этом законе должны найти решение проблемы повышения роли амортизации в техническом перевооружении основных средств отраслей экономики страны, включая вопросы оценки и переоценки основных средств, сокращения сроков их полезного использования, методов начисления амортизации с учетом специфики отдельных видов деятельности и использования амортизационных отчислений для инвестиционного и инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Кроме того, это мощнейший стимул роста экономики.

Наша инвестиционная политика основывалась на ошибочной оценке источников финансирования инвестиций.

предполагалось

фактически

Иностранные вложения

50%

не > 2%

Кредитные ресурсы

25%

не > 10%

Прибыль предприятий

25%

не > 15%

Вышестоящие организации

-

остальное

В расчетах нигде не используется понятие «амортизационные отчисления» - их доля в инвестициях составляет не более 10-14% в настоящее время против 50-70% на Западе.

 

В СССР существовала амортизация как мощный стимул и источник финансирования новых производств.

Состав амортизации:

  • капремонт                                      – 50%
  • инвестирование новых строек – 40%
  • обновление основных фондов     – 10%

Надо отметить, что на обновление основных фондов закладывалось не более 10%, что тоже не является в полной мере правильным.

 

В то же время, успехи западных стран обеспечиваются правильно выбранной амортизационной политикой и постоянным снижением амортизационных сроков.

Доля источников финансовых средств в инвестициях на Западе:

  • амортизация – 60-70%
  • кредиты банков – 15-20%
  • собственная прибыль – 15-20%

США каждые десять лет регулярно реформируют амортизационную политику, сокращают амортизационные сроки при инфляции 1-2%.

Россия за последние 25 лет при высочайшей инфляции практически не уделяла внимания амортизации.

С 2000 по 2017 г. инфляция выросла в 4 раза – при этом нормы амортизации не пересматривались. В результате, при стоимости основных фондов по данным 2016 г. в 80 трлн. рублей, амортизация в доле инвестиций составляет не более       1 трлн. руб. Создается впечатление, что мы собираемся обновлять основные фонды 1 раз за 80 лет!

 

В 1999-2000 гг. мы, как представители Российского союза промышленников и предпринимателей, подготовили проект Федерального закона об амортизационной политике, который позволял периодически пересматривать амортизационные отчисления.

Мы закладывали возможность пересчета основных фондов – но при этом предприятие платило бы налог на имущество с учетом пересчета стоимости основных фондов, но не платило бы налога на прибыль, так как ее фактически не образуется, т.е. нет источника, с которого надо платить этот налог.

Правительство фактически уничтожило этот закон. На четвертом чтении в Госдуме право определять, как начислять амортизацию, было передано Правительству РФ, которое идею амортизации уничтожило.

Более того, оно внесло изменение, что при пересчете стоимости основных фондов образующаяся прибыль облагается налогом в размере 20%, амортизация перестала быть источником обновления основных фондов и инвестиций, причем, гарантированным источником инвестиций и роста экономики.

Фактически уничтожена система обновления основных фондов и остановлен технический прогресс, поскольку мы лишились такого мощного источника обновления основных фондов и роста экономики, как амортизация.

Для нормального обновления основных фондов, внедрения нового оборудования и технологий мы должны тратить не менее 20 трлн. руб., из них 8-10 трлн. должна составлять амортизация. Фактически тратим 8-10 трлн. инвестиций в реальный сектор.

 

Выводы

  1. Необходим закон «Об амортизационной политике в Российской Федерации».
  2. Закон должен обязывать каждые 10 лет устанавливать более короткие амортизационные сроки с учетом технического прогресса и внедрения новых технологических укладов.
  3. Доля амортизационных отчислений в инвестициях должна составлять не менее 40-60%.
  4. Введение обязательности использования образующихся амортизационных отчислений только на обновление основных фондов. При неиспользовании амортизационных отчислений на инвестиции предприятие через 3 года облагается налогом в объеме 10%.
  5. Разрешение предприятиям по мере износа основных фондов производить их переоценку с уплатой налога на имущество, но без уплаты налога на прибыль, как это было в 1996-1999 гг.
  6. Установить льготы по налогу на прибыль, если прибыль (денежные средства) направлена на инвестиции, примерно, на уровне 30-50%.
  7. Если износ основных фондов на предприятии больше 30% - следует разрешить  использовать льготу по прибыли в размере 50% от налога на прибыль.
  8. Доля инвестиций в экономике должна составлять не менее 30% от ВВП, из них доля амортизации не менее 40-50%.
  9. Стране реально нужно иметь инвестиции в объеме не менее 20 трлн. руб.
  10. Разрешить проведение ежегодной переоценки основных средств на рыночную стоимость для целей налогообложения и при начислении амортизации.
  11. Разрешить использование в налоговом учёте метода начисления, предусмотренного в бухгалтерском учёте.
  12. Сократить количество амортизационных групп за счёт объединения первых двух групп (от 1 до 3 лет) и восьмой и девятой групп (от 20 до 30 лет включительно).
  13. Разрешить списание на затраты части стоимости новых или обновлённых основных средств в течение первого года их эксплуатации дополнительно к амортизационным отчислениям в пределах 10-20%, что позволяет оперативно рассчитываться за кредиты.
  14. Разрешить вводить повышенный коэффициент для пересчёта амортизации до 2,0 (до 1997г. такое Постановление Правительства действовало) по отдельным видам основных средств в соответствии с решением Правительства или собственников.
  15. Разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации регламент переоценки основных средств коммерческих организаций в зависимости от накопленной инфляции в различных сферах экономической  деятельности.
  16.  Установить одинаковый для целей бухгалтерского и налогового учёта порядок формирования стоимости основных средств с целью избежания различий в их оценке, а также унифицировать нелинейный метод начисления амортизации в налоговом учёте со способом уменьшаемого остатка в бухгалтерском учёте.
  17.  Разработать комплекс мер по целенаправленному использованию амортизационных отчислений для обновления и технического перевооружения действующих основных средств. Предусмотреть совершенствование форм и методов статистического учёта начисления и использования амортизации, учёта инфляционного обесценения основных средств.
  18.  Предложить Правительству Российской Федерации разработать стратегическую программу государственной амортизационной политики на ближайшие десятилетия, предусматривающую установление национальных приоритетов в экономике, в отношении которых будет применяться стимулирование амортизации основного капитала.

Таким образом, главными составляющими амортизационной политики должны стать:

  • ежегодная система переоценки основных фондов и снижения амортизационных сроков;
  • система начисления амортизации, стимулирующая ускоренное обновление основных фондов;
  • система контроля и отчётности за использованием амортизационных средств.
  • доля амортизации в объеме инвестиций – не менее 40-60% при доле инвестиции в ВВП – до 25-30%

Гарантированный объем инвестиций через амортизацию обеспечит рост спроса на машиностроение, строительство и прочие отрасли.

Амортизация может и должна служить структурной перестройке экономики России. Именно амортизация способна обеспечить рост инвестиций в экономику, а следовательно и рост ВВП.


Группа компании «Савиак»