А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию
22.06.2017
Сысоев А.В.,
Вице-президент СОСПП,
Председатель Комитета СОСПП по промышленности
и взаимодействию с естественными монополиями
Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию
Концепция включает 5 основных направлений:
- I. Сохранение и развитие человеческого потенциала.
Ключевыми задачами являются:
- увеличение продолжительности жизни граждан до 74 лет,
- поддержка пожилых людей (реализация программ продления их трудовой и социальной активности)
- поддержка материнства и детства,
- образование.
Реализация предполагает 5 шагов:
- «Развитие здравоохранения (травматология, онкология, болезни системы кровообращения, здоровый образ жизни, профилактика), доступность первичной и скорой медицинской помощи»;
- «Забота о старшем поколении (социальная поддержка)»;
- «Школьник нового поколения»;
- «Кадры для отраслей экономики»;
- «Активный и культурный досуг каждому» (физическая культура и спорт, культура).
Концепция предусматривает:
- Рост числа многодетных семей в 2021 г. не менее, чем в 1,5 раза к 2012 г. (с 25,2 тыс. до 37,5 тыс. семей)
- Трудоустройство выпускников по полученной специальности в 2021 г. до 95,1% в течение года после обучения (в 2016 г. – 61,3%)
Предложения и дополнения к пункту I «Развитие человеческого потенциала»
- Принятие закона о непрерывном профессиональном образовании:
- принципы
- периодичность
- развитие специальных кафедр по переподготовке рабочих и инженерно-технических работников
- Развитие дополнительного технического школьного образования:
- рост охвата – 50%
- создание в каждом городе 2-3 центров детского творчества
- Концепция переподготовки рабочих кадров («Пожилой работник» - с 50 до 65 лет).
- Меры по сохранению жизни и здоровья работающего населения, прежде всего, мужчин
- Утверждение новых упрощенных правил организации переподготовки кадров, создание центров переподготовки на предприятиях.
- II. Развитие экономики
Реализацию поставленных задач предлагается решать с помощью следующих пяти шагов:
- «Увеличение объема промышленного производства»;
- «Развитие моногородов (разработка планов развития моногородов, обучение управленческих команд, организация ТОРов)»;
- «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры»;
- «Развитие агропромышленного комплекса»;
- «Увеличение доли потребления продукции, производимой в Свердловской области» (программа «Товары народного потребления»).
Предложения и дополнения к пункту II «Развитие экономики»
- Формирование полиагломераций численностью 300-500 тыс. человек.
- Разработка положений о порядке доступа местных товаропроизводителей на местные рынки крупного бизнеса, бюджетных организаций муниципального, регионального и местного уровня на долговременной основе.
- В Северном управленческом округе ежегодно теряется по 15-18 тыс. рабочих мест. Необходимы организационные меры по стабилизации и росту числа рабочих мест.
- Создание в Свердловской области 6 территорий опережающего развития:
- Краснотурьинск
- Серов
- Качканар
- Красноуральск
- Нижний Тагил
- Асбест
- Создание инфраструктуры индустриальных парков:
- «Титановая долина»
- ИП «Богословский»
- Разработка транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей доступную по цене доставку грузов внутри Свердловской области и в соседние регионы
- 7. Приступить к реализации Уральского полярного транспортного коридора: Екатеринбург – Ивдель – Салехард – порт Сабетта с прямым выходом грузов производителей Свердловской области на Северный морской путь и соединение его с Шелковым путем.
- Создание на Северных территориях программы производства товаров для населения:
- Свинокомплекс
- Создание Северного агропромышленного кластера по производству молочной продукции с ростом объемов производства в 2 раза
- Создание производств:
ü сложно-бытовой техники
ü товаров для дома
ü спецодежды и детской формы
- Утверждение положения о порядке взаимодействия между МСБ и крупным бизнесом, бюджетными организациями
- Развитие оптового рынка и оптовых баз на территориях Свердловской области (рост – до 500 млрд. руб.)
- Создание эффективной системы управления экономикой через Центр управления на базе Министерства экономики Свердловской области, которому вменить:
- стратегическое планирование развития региона
- анализ, статистика, мониторинг контроля
- создание программы больших чисел для создания Единых реестров производителей и потребителей Свердловской области
- создание программ развития региона на 3,5, 10-20 лет с последующим переходом к разработке развития по отраслям, муниципальным образованиям, к кластерным стратегиям
- планирование на основе материальных балансов региона, округа, страны, экспорта и импортозамещения
- только в одном министерстве экономики возможно 100-процентное обеспечение программными продуктами, техникой, специалистами
- данное Министерство экономики будет иметь возможность технологически координировать работу министерств, МО, отраслей и станет центром для управления экономикой и социальными процессами, прежде всего, для губернатора
- Разработка стимулирующих положений и финансовых схем для выполнения программ пятилетки.
- III. Комфортная среда проживания
Будет осуществляться в рамках следующих шагов:
- «Увеличение объемов жилищного строительства, в том числе эконом-класса. Развитие рынка арендного жилья»;
- «Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг»;
- «Благоустройство общественных и дворовых территорий»;
- «Обеспечение безопасного и эффективного обращения с отходами»;
- «Обеспечение безопасности граждан».
Предложения и дополнения к пункту III «Комфортная среда проживания»
Реализация комплексной программы строительства жилья для населения:
- внедрить ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» с обязательным установлением жизненного цикла зданий, сооружений не менее 70-100 лет
- установить в проектах качественные показатели:
- жизненный цикл >70 лет
- низкие эксплуатационные расходы в период жизненного цикла
- Установить объем строительства жилья в регионе – 2,5 млн. м2 , в том числе:
- малоэтажное строительство – 800 тыс. м2
- замена аварийного жилья - 800 тыс. м2
- коммерческое (ипотека) - 500 тыс. м2
- прочее - 400 тыс. м2
- Разработка следующих финансовых схем по строительству:
- Ипотечная (снижение ставки ипотеки до 8%)
- накопительно-ипотечная
- концессионные соглашения
- арендное жилье
- Наличие типовых проектов на территории Свердловской области на жилье, школы, детсады
- Строительство школ и детсадов
- Снижение энергоемкости зданий к 2020 г. на 15-20%
- Утверждение технологий строительства жилья, школ, детсадов с учетом жизненного цикла >70-100 лет и разработка программы развития стройиндустрии Свердловской области
- Использование местных строительных материалов
- Налоговое и неналоговое стимулирование, в том числе, снижение стоимости земли, подключения к инфраструктуре, в том числе, частных инвестиций
- Исключение арендных платежей за землю для застройщиков на период строительства
- Дорожное строительство и разработка программы «Дороги»
- Разработка программы «Жилье» до 2030 г.
- Принять закон по работе с программой «Жилье», исключив временные программы.
- Разработать единую концепцию развития малоэтажного строительства
- Создание специализированных научно-исследовательских и проектных институтов для формирования политики «Жилье» на длительную перспективу.
- Наличие долговременных договоров на 3-5 лет, заключенных через Министерство строительства с малым и средним бизнесом на строительство жилья
- Жилье должно быть:
- долговечное
- энергоэффективное
- достаточно доступное для основной массы населения
- IV. «Развитие малого и среднего бизнеса»
Включает в себя 5 шагов:
- «Прямой контакт с Губернатором»;
- «Доступ на рынок»;
- «Закупки для государственных и муниципальных нужд»;
- «Поддержка лучших проектов»;
- «Снижение контрольно-надзорной и налоговой нагрузки».
Предложения и дополнения к пункту IV «Развитие малого и среднего бизнеса»
- Заключение долговременных партнерских соглашений между региональной, муниципальной властью, крупным бизнесом и муниципальным малым и средним бизнесом о размещении закупок товаров и услуг на местном муниципальном уровне и увеличении доли местных закупок:
- Региональный бюджет >50%
- Муниципальный бюджет >60%
- Крупный бизнес > 25%
По нашим расчетам объем закупок может достичь 50-100 млрд. руб.
- Ликвидация «негативной сезонности».
Бюджетные деньги должны быть доведены до поставщиков работ и услуг в феврале планируемого года и равномерно расходоваться в течение года по ходу выполняемых работ.
- Реструктуризация крупного бизнеса и бюджетных организаций с выводом непрофильных работ и установления правил работы с малым и средним бизнесом:
- изменение правил доступа к закупкам работ, услуг, товаров у крупного бизнеса и бюджетных организаций
- малый и средний бизнес имеет право на 25% всех закупок крупного бизнеса и бюджетных организаций
- Тендер проходит в 2 этапа:
1 этап – определяется профессиональная пригодность товаров и услуг, наличие сертификации, опыт работ, участие в СРО (саморегулируемых организациях), качество, срок жизненного цикла. После прохождения 1 этапа участники допускаются ко 2 этапу.
2 этап:
- разыгрывается среди участников 1 этапа;
- не допускается снижение заявленной цены больше 10%
- выбор участника определяется в зависимости от качества, гарантийности, срока службы, срока выполнения и стоимости.
- Установить единые правила контрактов:
- преимущество местных материалов
- авансирование на материалы
- предельные цены снижения контрольной цены – не более 5-10%
- поэтапные платежи с учетом выполнения работ помесячно
- система оплаты и сроки платежей – не >30 со дня сдачи этапов работ
- единые правила сертификации
- долговременные договоры на типовые услуги, товары до 2-3 лет и т.д.
- Новые формы работы МСБ с крупным бизнесом через кластерные или партнерские соглашения на долговременной основе.
- Разработка мер по выработке практики прохождения платежей между малым и средним бизнесом, бюджетными организациями и крупным бизнесом.
Важно заключение соглашения о правилах честной конкуренции между Правительством Свердловской области и СОСПП.
Необходимы организационные меры и правила игры с целью расширения рынков сбыта для малого и среднего бизнеса.
V. «Развитие гражданского общества и местного самоуправления»
Пять шагов:
- «Координация региональных и муниципальных документов стратегического планирования, с привлечением науки, общественности, бизнеса и СМИ»;
- «Интеграция отраслевых планов развития региона в планы комплексного развития территорий»;
- «Повышение качества государственных и муниципальных услуг»;
- «Воспитание патриотизма у граждан»;
- «Вовлечение активных граждан в развитие территории (инициативное бюджетирование)».
Предложения и дополнения к пункту V «Развитие гражданского общества и местного самоуправления»
- Развитие полиагломераций:
1.1. Разработка и внедрение концепции территориального планирования на уровне полиагломераций:
- Большого Екатеринбурга
- Нижне-Тагильской полиагломерации
- Северной полиагломерации
При планировании социально-экономического развития региона и полиагломераций необходимо разрабатывать меры стимулирования, продвигающие нас к целям, которых мы хотим достичь.
1.2. Назначение министерств-кураторов по развитию полиагломераций
- Решение земельных вопросов в муниципальных образованиях:
Кадастровая стоимость земли, особенно сельхозназначения, имущество, а также налог на землю и арендная плата за землю колеблются на одних и тех же территориях в соседних муниципальных образованиях и по отношению к прошлому периоду в диапазоне от 20 до 100 раз.
В связи с этим:
а) необходимо утвердить единое положение и размеры налога и арендной платы за землю, а также ограничить рост кадастровой стоимости земли или имущества не более уровня инфляции за этот период.
б) нужна единая земельная политика
Земельная политика должна включать следующие меры:
- ограничить рост кадастровой стоимости более инфляции
- установить единый предельный уровень налога и арендной платы на землю – не более 1,5%
- по землям сельхозназначения арендная плата и налог на землю должна быть не более 0,1%
- определить предельный уровень налогов и арендной платы за землю для физических лиц, а также кадастровую стоимость и общую плату, не превышающую более 5% от заработка