ГлавнаяНовости → А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

Сысоев А.В.,
Вице-президент СОСПП,
Председатель Комитета СОСПП по промышленности
и взаимодействию с естественными монополиями

Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

 Концепция включает 5 основных направлений:

  • «Сохранение и развитие человеческого потенциала»,
  • «Развитие экономики региона»,
  • «Комфортная среда проживания»,
  • «Развитие малого и среднего бизнеса»
  • «Развитие гражданского общества и местного самоуправления».
  1. I.                   Сохранение и развитие человеческого потенциала.

Ключевыми задачами являются:

  • увеличение продолжительности жизни граждан до 74 лет,
  • поддержка пожилых людей (реализация программ продления их трудовой и социальной активности)
  • поддержка материнства и детства,
  • образование.

Реализация предполагает 5 шагов:

  • «Развитие здравоохранения (травматология, онкология, болезни системы кровообращения, здоровый образ жизни, профилактика), доступность первичной и скорой медицинской помощи»;
  • «Забота о старшем поколении (социальная поддержка)»;
  • «Школьник нового поколения»;
  • «Кадры для отраслей экономики»;
  • «Активный и культурный досуг каждому» (физическая культура и спорт, культура).

 

Концепция предусматривает:

  • Рост числа многодетных семей в 2021 г. не менее, чем в 1,5 раза к 2012 г. (с 25,2 тыс. до 37,5 тыс. семей)
  • Трудоустройство выпускников по полученной специальности в 2021 г. до 95,1% в течение года после обучения (в 2016 г. – 61,3%)

Предложения и дополнения к пункту I «Развитие человеческого потенциала»

 

  1. Принятие закона о непрерывном профессиональном образовании:
  • принципы
  • периодичность
  • развитие специальных кафедр по переподготовке рабочих и инженерно-технических работников

 

  1. Развитие дополнительного технического школьного образования:
  • рост охвата – 50%
  • создание в каждом городе 2-3 центров детского творчества
  1. Концепция переподготовки рабочих кадров («Пожилой работник» - с 50 до     65 лет).
  1. Меры по сохранению жизни и здоровья работающего населения, прежде всего, мужчин
  1. Утверждение новых упрощенных правил организации переподготовки кадров, создание центров переподготовки на предприятиях.
  1. II.               Развитие экономики

 

Реализацию поставленных задач предлагается решать с помощью следующих пяти шагов:

  • «Увеличение объема промышленного производства»;
  • «Развитие моногородов (разработка планов развития моногородов, обучение управленческих команд, организация ТОРов)»;
  • «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры»;
  • «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • «Увеличение доли потребления продукции, производимой в Свердловской области» (программа «Товары народного потребления»).

 

 

 

 

 

Предложения и дополнения к пункту II «Развитие экономики»

 

  1. Формирование полиагломераций численностью 300-500 тыс. человек.
  1. Разработка положений о порядке доступа местных товаропроизводителей на местные рынки крупного бизнеса, бюджетных организаций муниципального, регионального и местного уровня на долговременной основе.
  1. В Северном управленческом округе ежегодно теряется по 15-18 тыс. рабочих мест. Необходимы организационные меры по стабилизации и росту числа рабочих мест.
  1. Создание в Свердловской области 6 территорий опережающего развития:
  • Краснотурьинск
  • Серов
  • Качканар
  • Красноуральск
  • Нижний Тагил
  • Асбест
  1. Создание инфраструктуры индустриальных парков:
  • «Титановая долина»
  • ИП «Богословский»

 

  1.  Разработка транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей доступную по цене доставку грузов внутри Свердловской области и в соседние регионы
  1. 7.   Приступить к реализации Уральского полярного транспортного коридора: Екатеринбург – Ивдель – Салехард – порт Сабетта с прямым выходом грузов производителей Свердловской области на Северный морской путь и соединение его с Шелковым путем.

 

  1. Создание на Северных территориях программы производства товаров для населения:
  • Свинокомплекс
  • Создание Северного агропромышленного кластера по производству молочной продукции с ростом объемов производства в 2 раза
  • Создание производств:

ü  сложно-бытовой техники

ü  товаров для дома

ü  спецодежды и детской формы

  1. Утверждение положения о порядке взаимодействия между МСБ и крупным бизнесом, бюджетными организациями
  1. Развитие оптового рынка и оптовых баз на территориях Свердловской области  (рост – до 500 млрд. руб.)
  1. Создание эффективной системы управления экономикой через Центр управления на базе Министерства экономики Свердловской области, которому вменить:
  • стратегическое планирование развития региона
  • анализ, статистика, мониторинг контроля
  • создание программы больших чисел для создания Единых реестров производителей и потребителей Свердловской области
  • создание программ развития региона на 3,5, 10-20 лет с последующим переходом к разработке развития по отраслям, муниципальным образованиям, к кластерным стратегиям
  • планирование на основе материальных балансов региона, округа, страны, экспорта и импортозамещения
  • только в одном министерстве экономики возможно 100-процентное обеспечение программными продуктами, техникой, специалистами
  • данное Министерство экономики будет иметь возможность технологически координировать работу министерств, МО, отраслей и станет центром для управления экономикой и социальными процессами, прежде всего, для губернатора
  1. Разработка стимулирующих положений и финансовых схем для выполнения программ пятилетки.
  1. III.            Комфортная среда проживания

 

Будет осуществляться в рамках следующих шагов:

  • «Увеличение объемов жилищного строительства, в том числе эконом-класса. Развитие рынка арендного жилья»;
  • «Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг»;
  • «Благоустройство общественных и дворовых территорий»;
  • «Обеспечение безопасного и эффективного обращения с отходами»;
  • «Обеспечение безопасности граждан».

 

Предложения и дополнения к пункту III «Комфортная среда проживания»

Реализация комплексной программы строительства жилья для населения:

  1. внедрить ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» с обязательным установлением жизненного цикла зданий, сооружений не менее 70-100 лет
  1.  установить в проектах качественные показатели:
  • жизненный цикл >70 лет
  • низкие эксплуатационные расходы в период жизненного цикла

 

  1. Установить объем строительства жилья в регионе – 2,5 млн. м2 , в том числе:
  • малоэтажное строительство – 800 тыс. м2
  • замена аварийного жилья - 800 тыс. м2
  • коммерческое (ипотека) - 500 тыс. м2
  • прочее - 400 тыс. м2

 

  1. Разработка следующих финансовых схем по строительству:
  • Ипотечная (снижение ставки ипотеки до 8%)
  • накопительно-ипотечная
  • концессионные соглашения
  • арендное жилье

 

  1. Наличие типовых проектов на территории Свердловской области на жилье, школы, детсады
  1. Строительство школ и детсадов
  1. Снижение энергоемкости зданий к 2020 г. на 15-20%
  1. Утверждение технологий строительства жилья, школ, детсадов с учетом жизненного цикла >70-100 лет и разработка программы развития стройиндустрии Свердловской области
  1. Использование местных строительных материалов
  1. Налоговое и неналоговое стимулирование, в том числе, снижение стоимости земли, подключения к инфраструктуре, в том числе, частных инвестиций
  1. Исключение арендных платежей за землю для застройщиков на период строительства
  1. Дорожное строительство и разработка программы «Дороги»
  1. Разработка программы «Жилье» до 2030 г.
  1. Принять закон по работе с программой «Жилье», исключив временные программы.
  1. Разработать единую концепцию развития малоэтажного строительства
  1. Создание специализированных научно-исследовательских и проектных институтов для формирования политики «Жилье» на длительную перспективу.
  1. Наличие долговременных договоров на 3-5 лет, заключенных через Министерство строительства с малым и средним бизнесом на строительство жилья
  1. Жилье должно быть:
  • долговечное
  • энергоэффективное
  • достаточно доступное для основной массы населения
  1. IV.             «Развитие малого и среднего бизнеса»

Включает в себя 5 шагов:

  • «Прямой контакт с Губернатором»;
  • «Доступ на рынок»;
  • «Закупки для государственных и муниципальных нужд»;
  • «Поддержка лучших проектов»;
  • «Снижение контрольно-надзорной и налоговой нагрузки».

 

Предложения и дополнения к пункту IV «Развитие малого и среднего бизнеса»

 

  1. Заключение долговременных партнерских соглашений между региональной, муниципальной властью, крупным бизнесом и муниципальным малым и средним бизнесом о размещении закупок товаров и услуг на местном муниципальном уровне и увеличении доли местных закупок:
  • Региональный бюджет    >50%
  • Муниципальный бюджет  >60%
  • Крупный бизнес > 25%

По нашим расчетам объем закупок может достичь 50-100 млрд. руб.

  1. Ликвидация «негативной сезонности».

Бюджетные деньги должны быть доведены до поставщиков работ и услуг в феврале планируемого года и равномерно расходоваться в течение года по ходу выполняемых работ.

  1. Реструктуризация крупного бизнеса и бюджетных организаций с выводом непрофильных работ и установления правил работы с малым и средним бизнесом:
  • изменение правил доступа к закупкам работ, услуг, товаров у крупного бизнеса и бюджетных организаций
  • малый и средний бизнес имеет право на 25% всех закупок крупного бизнеса и бюджетных организаций
  1. Тендер проходит в 2 этапа:

1 этап – определяется профессиональная пригодность товаров и услуг, наличие сертификации, опыт работ, участие в СРО (саморегулируемых организациях), качество, срок жизненного цикла. После прохождения 1 этапа участники допускаются ко 2 этапу. 

2 этап:

  • разыгрывается среди участников 1 этапа;
  • не допускается снижение заявленной цены больше 10%
  • выбор участника определяется в зависимости от качества, гарантийности, срока службы, срока выполнения и стоимости.
  1. Установить единые правила контрактов:
  • преимущество местных материалов
  • авансирование на материалы
  • предельные цены снижения контрольной цены – не более 5-10%
  • поэтапные платежи с учетом выполнения работ помесячно
  • система оплаты и сроки платежей – не >30 со дня сдачи этапов работ
  • единые правила сертификации
  • долговременные договоры на типовые услуги, товары до 2-3 лет и т.д.

 

  1. Новые формы работы МСБ с крупным бизнесом через кластерные или партнерские соглашения на долговременной основе.
  1. Разработка мер по выработке практики прохождения платежей между малым и средним бизнесом, бюджетными организациями и крупным бизнесом.

Важно заключение соглашения о правилах честной конкуренции между Правительством Свердловской области и СОСПП.

Необходимы организационные меры и правила игры с целью расширения рынков сбыта для малого и среднего бизнеса.

V. «Развитие гражданского общества и местного самоуправления»

Пять шагов:

  • «Координация региональных и муниципальных документов стратегического планирования, с привлечением науки, общественности, бизнеса и СМИ»;
  • «Интеграция отраслевых планов развития региона в планы комплексного развития территорий»;
  • «Повышение качества государственных и муниципальных услуг»;
  • «Воспитание патриотизма у граждан»;
  • «Вовлечение активных граждан в развитие территории (инициативное бюджетирование)».

Предложения и дополнения к пункту V «Развитие гражданского общества и местного самоуправления»

 

  1. Развитие полиагломераций:

1.1.           Разработка и внедрение концепции территориального планирования на уровне полиагломераций:

  • Большого Екатеринбурга
  • Нижне-Тагильской полиагломерации
  • Северной полиагломерации

           При планировании социально-экономического развития региона и полиагломераций необходимо разрабатывать меры стимулирования, продвигающие нас к целям, которых мы хотим достичь.

 

1.2.           Назначение министерств-кураторов по развитию полиагломераций

  1. Решение земельных вопросов в муниципальных образованиях:

Кадастровая стоимость земли, особенно сельхозназначения, имущество, а также налог на землю и арендная плата за землю колеблются на одних и тех же территориях в соседних муниципальных образованиях и по отношению к прошлому периоду в диапазоне от 20 до 100 раз.

В связи с этим:

а) необходимо утвердить единое положение и размеры налога и арендной платы за землю, а также ограничить рост кадастровой стоимости земли или имущества не более уровня инфляции за этот период.

б) нужна единая земельная политика

Земельная политика должна включать следующие меры:

  • ограничить рост кадастровой стоимости более инфляции
  • установить единый предельный уровень налога и арендной платы на землю – не более 1,5%
  • по землям сельхозназначения арендная плата и налог на землю должна быть не более 0,1%
  • определить предельный уровень налогов и арендной платы за землю для физических лиц, а также кадастровую стоимость и общую плату, не превышающую более 5% от заработка

скачать презентацию 

Группа компании «Савиак»