ГлавнаяНовости → Памяти А.В.Сысоева. Статья А.В.Иванченко

Памяти А.В.Сысоева. Статья А.В.Иванченко

Жизнь, полная событий и свершений

Памяти Анатолия Васильевича Сысоева

Есть люди, способные определять ход истории, своей волей, талантом, энергией направлять течение событий.

Заслуженный металлург России, промышленник, политик и общественный деятель Анатолий Васильевич Сысоев навсегда останется в нашей памяти именно таким «творцом истории», менявшим к лучшему судьбы предприятий и коллективов, отраслей, регионов и, в немалой степени, всей страны. В большой и насыщенной жизни Анатолия Васильевича, как в зеркале, отразилось несколько эпох в истории нашей страны, в том числе, в развитии российской алюминиевой промышленности – эпох, в каждую из которых он внес свой неоценимый вклад.

Ранние годы

Многие качества характера, которые определяют жизнь человека, закладывается в детстве. Применительно к Анатолию Сысоеву такими качествами можно назвать трудолюбие, стойкость и готовность брать ответственность на себя.

Он родился 9 января 1935 года в городе Златоусте в простой рабочей семье: детство его пришлось на период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Его семья, как и миллионы простых тружеников в ту пору, жила небогато, и важнейшую роль в обеспечении семьи играло домашнее хозяйство. А поскольку Толя был старшим из детей, то и заботы по хозяйству, во многом, ложились на него: вскопать грядки, почистить хлев, напоить-накормить животных и т.д. Со второго класса в его обязанности входило отоваривать продуктовые карточки. При этом нужно было еще и учиться в школе.

После дневных трудов выпадала свободная минута, когда можно было поиграть в футбол. Анатолий Васильевич вспоминал: «Я радовался этим минутам, не завидовал сверстникам, которые могли гонять мяч хоть целыми днями».

Спорт играл особую роль в жизни Анатолия Сысоева. По его словам, спорт – это прекрасная школа, закаляющая характер, «это – борьба, часто через «не могу», особенно в коллективных видах спорта, где есть правила и коллективизм». Эта школа в дальнейшем очень помогла ему в жизни.

Свою специальность Сысоев выбрал отчасти случайно, по совету знакомого поступив в Каменск-Уральский алюминиевый техникум в 1953 году. Впрочем, случайно ли? Впоследствии он скажет: «судьба вела меня по жизни, каждый раз подталкивая в нужном направлении». Этим нужным направлением и оказалась алюминиевая промышленность.

После техникума в 1956 году Анатолий Сысоев поехал на Новокузнецкий (Сталинский) алюминиевый завод, где проработал до 1968 года, с перерывом на службу в армии. Начал трудовой путь простым электролизником, постепенно поднявшись до старшего мастера корпуса.

В феврале 1966 г. он окончил Красноярский институт цветных металлов по специальности «инженер цветных металлов».

Учился Сысоев необыкновенно быстро: так, однажды, за одну неделю он сдал экстерном сразу пять экзаменов! Но причину этого он объяснял не своими исключительными способностями, а правильным отношением к учебе: «я понял, что, когда ставишь перед собой задачу и цель, надо хорошо продумать, как это выполнить».

Чтобы успешно окончить вуз, Сысоев разработал свою методику ускоренного обучения. Во-первых, он внимательно изучал учебную литературу и вычленял из текста наиболее важные тезисы. Во-вторых, он их одновременно конспектировал, повторяя при этом материал про себя. Таким образом, Анатолий одновременно задействовал и зрительную, и механическую (при конспектировании) память, закрепляя изучение устным повтором.

Выработанные навыки обучения и стремление к новым знаниям сыграли большую роль в будущей жизни и работе. После окончания института Сысоев прочитал и законспектировал все статьи по алюминию в журнале «Цветные металлы» и научные работы Института ВАМИ, и продолжал это делать по жизни, всегда конспектируя прочитанное. При разных производственных и технологических проблемах это помогало быстрее находить решения.

Становление руководителя

В 1968 году уже опытный металлург Анатолий Сысоев пришел на Красноярский алюминиевый завод, пущенный в 1964 году. На КрАЗе Сысоев проработал четырнадцать лет и вырос от старшего мастера до директора по производству.

В те годы алюминиевая отрасль очень бурно развивалась, строились гигантские алюминиевые заводы в Сибири. И многие предприятия переживали свои «болезни роста». На рубеже 1960-1970 –х годов КрАЗ вошел в достаточно сложный период своей истории, когда выполнение напряженных государственных планов по запуску новых производственных мощностей столкнулось с острым дефицитом рабочих кадров и высокопроизводительной техники. Выход из ситуации пришлось искать, в том числе, и Анатолию Сысоеву.

Одним из направлений данной работы стало совершенствование организации труда и повышение мотивации работников. Здесь Анатолий Васильевич проявил себя как талантливый организатор, способный находить нестандартные решения и грамотный подход к людям.

Именно по его инициативе была разработана гибкая система оплаты труда работников корпусов электролиза, которая учитывала вклад каждого работника; усилена роль бригадиров, ставших его надежными помощниками в проведении мероприятий по улучшению работы коллектива.

Однако главным направлением деятельности было решение технических и технологических проблем КрАЗа. В этой связи Анатолий Сысоев, в 1971 г. назначенный начальником технического отдела завода, впервые проявил и свой талант к научно-исследовательской работе.

Так, в результате совместных усилий возглавляемых Анатолием Сысоевым специалистов КрАЗа и ученых ВАМИ был создан мощный электролизер С-8БМ с обожженными анодами, требовавший к тому же гораздо меньших трудозатрат на обслуживание и ремонт. Этот электролизер стал прототипом для электролизных производств новых Таджикского и Саянского алюминиевых заводов. Впоследствии Анатолий Сысоев вместе с группой других разработчиков получил Государственную премию Правительства России (1998 г.). Было много и других изобретений и научных разработок, позволивших, в частности, увеличить срок службы электролизеров, повысить качество производимого металла, освоить новые виды продукции.

У Анатолия Васильевича были свои «дипломатические» хитрости, позволявшие грамотно организовать творческий коллектив и добиваться больших успехов в научно-изобретательской работе. «Собирал группу: три-четыре человека тех, кто подают идеи, один — тот, кто может их грамотно оформить и защитить». Также в группу приглашал начальника корпуса и начальника цеха, где должны были внедряться изобретения. Они не имели никакого отношения к моему изобретению, но знали такие тонкости и нюансы, без которых можно провалить самую замечательную идею. Наконец, брал в группу и тех, кто… мог помешать. «Они ничего не делали, но и палки в колеса не вставляли».

В 1979 году Анатолий Сысоев был назначен заместителем директора КрАЗа по производству; на этом посту он курировал вопросы основного производства, техники и технологии, занимаясь дальнейшим совершенствованием производственных процессов. В частности он осуществил организацию монтажа напольно-рельсовых машин для обслуживания новых электролизеров и внедрение напольной дизельной техники в корпусах электролиза.

Внедрение технических и организационно-управленческих новаций, предложенных Сысоевым, помогло вывести Красноярский алюминиевый завод на траекторию стабильного, эффективного роста: так, за период 1978-1982 гг. прибыль основного производства выросла на 380%!

Следующие пять лет (1983-1987 гг.) Сысоев трудился главным инженером Таджикского алюминиевого завода в городе Турсун-Заде. На этом предприятии ему пришлось отдать много времени и сил для преодоления кризиса, вошедшего в историю завода как «аварийная ситуация в цехе по производству обожженных анодов 1984-1985 гг.»

Таджикский алюминиевый завод был пущен в 1975 году и являлся одним из самых новых в СССР. Именно здесь начался процесс масштабного внедрения более эффективных конструкций электролизеров с обожженными анодами мощностью на 175-255 кА. Под него был пущен «завод в заводе» - производство обожженных анодов, оснащенное высокопроизводительным импортным оборудованием. Однако в ходе эксплуатации выявились серьезные проблемы.

В связи с пуском новых участков электролиза постоянно увеличивалась потребность в анодах, а значит и нагрузка на анодное производство. Как показал ход событий, эта нагрузка оказалась для предприятия критической: оборудование быстро изнашивалось, в цехе росла аварийность, что привело к резкому снижению выпуска анодов. Причиной этого стал целый ряд проблем: отсутствие в проекте специализированных участков по ремонту конвейерных линий, острый дефицит запасных частей и агрегатов для импортного оборудования, низкая квалификация и мотивация части персонала.

По воспоминаниям очевидцев, главный инженер ТадАЗа Анатолий Сысоев взял инициативу в свои руки. Он находил быстрые технические решения стоявших проблем, в чем помогали и его научные наработки. В частности, под его руководством был создан участок агрегатно-узлового ремонта, что помогло быстро снять проблему оперативного и качественного ремонта французского оборудования.

Но, главное заключалось в том, чтобы мобилизовать людей на выполнение огромного объема задач в кратчайшие сроки. Как вспоминали его бывшие коллеги: «Сысоев был одним из жестких руководителей на ТадАЗ, не терпевший слюнтяйства, подхалимства, очковтирательства, бесхозяйственности и халатности». В тоже время он остался в памяти заводчан очень справедливым, внимательным руководителем; с ним легко работалось профессионалам, тем, кто знал свое дело, умел и хотел учиться…

Несмотря на все трудности, Сысоеву удалось сплотить коллектив, мобилизовать людей на выполнение большой и трудной работы. К концу 1985 г. Производство обожженных анодов (ПОА) ТадАЗа вышло на стабильный показатель выпуска 280 тыс. тонн анодов в год, что было вполне достаточно для закрытия потребностей предприятия. Как вспоминает Н.А. Калюжный, директор ВАМИ в 1966-1993 гг., «этот факт…был отмечен даже в кругах «алюминиевых магнатов» мира. ТадАЗ не только доказал, что может сам грамотно решать технические вопросы, но самое главное – в обеспечении завода обожженными анодами он стал независимым!».

… Впоследствии Анатолий Васильевич с иронией вспоминал: «Меня всегда ставили на самые сложные участки. На те, куда идти дураков не было. А я, как главный дурак, шел – и добивался результата».

Судьбоносное назначение

А затем жизнь привела Анатолия Васильевича на Урал, что стало главным «поворотом судьбы» в его биографии.

В 1987 году он был назначен генеральным директором Богословского алюминиевого завода – одного из пионеров алюминиевой отрасли, пущенного в 1945 году. Предприятие с большой и славной историей в тот момент находилось в кризисном состоянии: большой износ оборудования, высокая аварийность, плохие условия труда, проблемы с социальным обеспечением работников. Как следствие, завод не выполнял план, и у коллектива, что называется, опустились руки.

Исходя из своего богатого опыта, Анатолий Сысоев понимал, что главное в такой ситуации – мобилизовать людей, внушить им веру, что они способны многое изменить сами. В частности, работникам было предложено описать существующие проблемы и предложить пути их преодоления. Опыт показал: описывая проблемы, люди сами же находят и действенные варианты их решения.

Также начали активно поощрять передовиков, быстро решать вопросы социального порядка, организовывать массовые мероприятия для поощрения духа коллективизма.

В результате, через 2-3 месяца был выполнен план за IV квартал 1987 г. – и поднята зарплата в 1,5 раза. А за I квартал 1988 г. завод получили переходящее Красное знамя по Министерству цветной металлургии СССР, которое не уступал никому все оставшееся советское время.

Причину успеха Анатолий Сысоев видел в следующем: «За такой короткий период мы не смогли существенно обновить оборудование... Но за этот короткий срок мы добились главного – заставили людей поверить в себя. В результате у работников повысился душевный настрой, и коллектив стал сплоченной командой».

«Ветер перемен» конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века принес коренные и драматические изменения в жизнь российского общества. В условиях тотального управленческого кризиса ответственность за судьбу города Краснотурьинска и всех северных территорий Свердловской области взял на себя гендиректор БАЗа.

Он решал острые проблемы со снабжением городов Краснотурьинска, Карпинска, Волчанска, Североуральска продуктами и товарами народного потребления; спасал находящиеся в глубоком кризисе городские предприятия, включая их (по просьбе коллективов) в состав завода и обеспечивая им рынок сбыта. Вокруг БАЗа возникали новые производства: кирпичный, молочный, пивоваренный, колбасный заводы, фабрика спецодежды, а, значит, и новые рабочие места. Было создано сборочное производство телевизоров, видеомагнитофонов, занимавшее 3-4 место в стране по их выпуску.

Сложное время требовало нестандартных решений: так, в связи с недостатком денежной массы была разработана бартерная схема, когда автомобильная промышленность в обмен на поставки специальных сплавов отгружала на БАЗ автомобили, различную технику - и этим товаром завод рассчитывался с естественными монополиями и поставщиками.

В результате, даже в самые сложные годы на заводе ни дня не задерживали выплату заработной платы работникам, исправно платили все налоги и обязательные платежи.

Вспоминая о тех временах и своей линии поведения в сложных условиях, Анатолий Сысоев отмечал: «Есть что-то глубоко надуманное в противопоставлении: «красный директор» - «современный управленец». Меня как-то спросили в начале 90-х годов кто я - «рыночник» или «консерватор». Я ответил, что если необходимо, я могу быть и убежденным консерватором, и абсолютным рыночником. Поэтому неправильно думать, будто на меня серьезно влияла смена режимов. Человека формирует не политика, а конкретные ситуации в жизни и то, как он их проживает».

Пережив самые сложные годы, завод стал уверенно развиваться. Со второй половины 90-х годов на предприятии внедрялась интенсивная технология электролизного производства, в основе которой в значительной степени лежали научные разработки самого Анатолия Сысоева. Она охватывала разные аспекты производственного процесса: конструкцию электролизера, технологические параметры, регламент обслуживания, управление процессом, энергоснабжение и стабилизацию тока, производство глинозема и анодной массы и др.

Управление производством алюминия было интегрировано за счет внедрения Системы автоматизации технологического электролизного производства - самой совершенной трехуровневой и самой малогабаритной системы управления в России на тот период, разработанной совместно специалистами БАЗа и НПО «Автоматики» (г. Екатеринбург).

Это позволило на действующих мощностях и без больших капитальных вложений увеличить производство алюминия на БАЗе к 2004 г. в сравнении с 1997 г. на 24,5%. Одновременно почти на 20% на заводе выросло и производство глинозема.

На основе своих апробированных на практике разработок Анатолий Васильевич в 2003 году защитил докторскую диссертацию.

Одновременно Сысоев внедрил на Богословском алюминиевом заводе действенную систему социальной защиты работников, ставшую гордостью завода и охватившую многие стороны жизни заводчан.Например, в рамках программы «Здоровье», была создана комплексная медицинско-оздоровительная система, включавшая поликлинику, санаторий-профилакторий «Богословский», стоматологическую поликлинику, спортивно-оздоровительный комплекс «Металлург», летний детский лагерь.

Осуществлялась и активная поддержка спорта: заводские спортивные команды занимали лидирующие позиции в Свердловской области, неоднократно побеждали на общероссийских соревнованиях. Настоящим спортивным символом Краснотурьинска стала заводская команда по хоккею с мячом «Маяк»: в 90-е годы она стала одним из лидеров России в этом виде спорта, побеждая в престижных российских и международных соревнованиях. Хоккейный клуб «Маяк» Анатолий Васильевич поддерживал до самых последних дней, благодаря чему Краснотурьинск до сих пор остается одной из «хоккейных столиц» России.

За счет завода активно строилось жилье: в годы работы Сысоева для трудящихся завода и работников бюджетной сферы Краснотурьинска было построено 44 многоквартирных дома, свыше двух тысяч семей получили квартиры.

Отдельного упоминания требует созданная Сысоевым в Краснотурьинске многоступенчатая система подготовки кадров, которая была одной из лучших в отрасли и стране в целом. Она включала в себя:

  • шефство над школами Краснотурьинска и профориентацию учеников;
  • поддержку Краснотурьинского техникума (колледжа): всех выпускников колледжа Анатолий Сысоев принимал на завод;
  • создание Краснотурьинского филиала УГТУ-УПИ с выпускающей кафедрой «Металлургия алюминия»: с 2002 по 2018 годы заведующим кафедрой был сам Анатолий Васильевич.

Также был создан «Фонд поддержки талантливых студентов», который действует и поныне (ежегодно получают стипендии несколько десятков студентов Уральского федерального университета – наследника УГТУ-УПИ)

Не случайно в тот период из 14 тыс. работников БАЗа более 50% имели высшее и среднетехническое образование.

При этом Анатолий Сысоев не просто создавал комфортные условия труда и жизни для работников, он при этом как-бы даже подталкивал, побуждал их заниматься собой и своим здоровьем. Можно привести такой пример, характеризующий нестандартность и новизну подходов гендиректора БАЗа На каждого работника была заведена специальная смарт-карта, на которую ежедневно перечислялась сумма, достаточная для питания в рабочую смену в заводской столовой. Кто пришел в течение дня – мог нормально пообедать, не пришел – деньги сгорали. После появления смарт-карт число работников, ходящих в столовую, выросло в 5 раз. Как результат, были решены сразу две проблемы: во-первых, резко снизилось число желудочно-кишечных заболеваний у работников, во-вторых, заводской общепит стал прибыльным.

Социально ориентированная политика завода и его руководителя всегда служила примером для многих городов Свердловской области и предприятий металлургический отрасли. За период директорства Сысоева БАЗ четыре раза признавался победителем Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и десять раз удостаивался звания «Лидер в бизнесе» по Свердловской области. Фактически на протяжении пятнадцати лет БАЗ был лидером в регионе и отрасли и смотрелся весьма достойно на уровне тогдашних общероссийских флагманов - нефтяников и газовиков.

После ухода с завода четыре года – с 2005 по 2009 годы - Анатолий Васильевич был вице-президентом ОАО «СУАЛ-холдинг» по Уральскому региону. Должность управленческая, но в то же время имеющая большое политическое значение. Опытный руководитель организовал тесное взаимодействие с органами государственной власти Свердловской области, муниципальными образованиями, профсоюзами, естественными монополиями по вопросам развития алюминиевого комплекса и стабильной, эффективной работы трудовых коллективов, входящих в состав «СУАЛ-холдинга». Усилиями Сысоева был налажен эффективный диалог с властью и обществом, и это позволяло решать очень многие проблемы.

Лоббист и политик

Как руководитель с огромным профессиональным и жизненным опытом, Анатолий Сысоев с самого начала понимал, что проблемы, вставшие на сломе эпох в полный рост перед российскими промышленными предприятиями, можно эффективно решить только благодаря принятию правильных решений на государственном уровне. Он, как и многие директора в те годы, что называется, «пошел в политику» - и был на этом поприще исключительно успешен.

В 1990 году Анатолий Васильевич был избран краснотурьинцами народным депутатом России. Являясь одним из лидеров фракции «Промышленный союз», он добился принятия ряда законов, которые способствовали выводу многих предприятий из кризиса. Так, именно по его инициативе в январе 1992 года была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая поныне и объединяющая представителей Правительства РФ, работодателей и профсоюзов для выработки решений по экономическим и трудовым вопросам.

В том же 1992 году Анатолий Васильевич выступил одним из инициаторов создания Российского Союза промышленников и предпринимателей – самого влиятельного объединения работодателей в стране, постоянным членом Правления которого он являлся до конца жизни.

В начале 90-х годов огромные усилия Сысоев предпринял для того, чтобы обеспечить успешное вхождение Богословского алюминиевого завода, и шире - алюминиевой отрасли, в рыночную экономику. И многое удалось. В алюминиевой промышленности существовал костяк грамотных управленцев, хорошо знавших друг друга, прошедших совместную трудовую школу на одних и тех же предприятиях.Потому, когда начались бурные 90-е годы, это была одна из немногих отраслей, которая сохранила определенное единство и способность отстаивать свои интересы, во многом, именно за счет внутренних личностных связей руководителей.

Было создано объединение «Алюминий», председателем Совета директоров которого был избран Анатолий Сысоев. В середине 90-х это объединение и лично Сысоев сыграли важную роль в защите интересов российских металлургов на международной арене.

После развала общесоюзной системы управления алюминиевой отраслью большие объемы российского алюминия были «выброшены» на международный рынок, что привело к падению мировых цен. Тогда в 1994 году США санкционировали против российской алюминиевой промышленности антидемпинговое расследование, грозившее отечественным металлургам серьезными убытками. Однако российским переговорщикам – Председателю Совета директоров АО «Алюминий» Сысоеву и его коллегам-металлургам при поддержке Правительства РФ - удалось убедить основных игроков рынка (США, Канаду, Европейское сообщество, Норвегию, Австралию) подписать Меморандум понимания, в соответствии с которым все страны обязались сократить производство алюминия на 10 процентов. Это обеспечило рентабельность мировых цен на алюминий в последующие пять лет (1996-2000 гг.).

В 1992-1996 годах у алюминиевых предприятий была очень сложная финансовая ситуация, связанная с недостаточным обеспечением денежной массой и отсутствием оборотных средств, в том числе на закупку сырья. Этим воспользовались западные алюминиевые компании, которые в 90-е годы разработали и запустили в России схему под названием «внешний толлинг»: они поставляли нам глинозем, мы его перерабатывали в алюминий и отгружали на экспорт. В результате бокситы и глинозем самих же российских производителей не был востребован алюминиевой отраслью России. Как следствие, мы лишались своей сырьевой базы – а это подрывало и безопасность страны.

Тогда Сысоеву удалось разработать и внедрить схему внутреннего толлинга, когда западные компании обязывались закупать боксит с наших рудников, отдавать его на переработку на наши же глиноземные заводы. Полученный глинозем перерабатывался на алюминиевых заводах внутри страны и отгружался на экспорт. Были внесены соответствующие правки в законодательную базу РФ. Фактически эта мера спасла на тот период сырьевую базу (бокситы и глинозем) российской алюминиевой промышленности, сохранив ее для будущего развития.

В 1997 году Сысоев создал Ассоциацию промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС), которую возглавлял до конца 2008 года. Ассоциация стала одним из наиболее влиятельных отраслевых объединений работодателей в России и важнейшим звеном национальной системы социального партнерства. Именно АМРОС под руководством Сысоева впервые в стране стала заключать с Горно-металлургическим профсоюзом России отраслевые тарифные соглашения, регулировавшие отношения работодателей и наемных работников. К отраслевому тарифному соглашению каждый раз присоединяется до 1 млн. человек, работающих в черной и цветной металлургии, что позволяет поддерживать в отрасли стабильность и социальный мир.

Анатолий Васильевич и в дальнейшем сохранил тесные связи с металлургической отраслью. Как вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), он на протяжении последних 10 лет участвовал в работе Отраслевой тарифной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по горно-металлургическому комплексу Свердловской области. При его непосредственном участии было заключено несколько Отраслевых соглашений между Свердловской областной организацией Горно-металлургического профсоюза России, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей и Министерством промышленности и науки Свердловской области. Последнее такое соглашение – на 2020-2022 гг. – было подписано 24 декабря 2019 года.

Широту интересов и компетенции Анатолия Васильевича подчеркивает следующий факт. Изучая вопросы современной демографии, Сысоев был поражен высокими показателями смертности трудоспособного мужского населения в 1990-2000-е годы. Причину тому он видел не только в развале общегосударственной системы диспансеризации и медицинской профилактики, но и в высоком уровне социальных стрессов, вызванных политическими и экономическими потрясениями. Анатолий Васильевич всерьез взялся за эту проблему и активно поднимал ее на федеральном уровне, в том числе, как Президент общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения России». Он выступил организатором всероссийских конгрессов «Профессия и здоровье», проводимых ежегодно с 2002 года с участием представителей власти, бизнеса и медицинской науки, где проблеме высокой смертности трудоспособных мужчин уделялось особое место. В итоге рекомендации конгрессов вошли в национальный проект «Здоровье» и другие государственные программы в сфере здравоохранения.

Энергия созидания

Значительный период в своей жизни Анатолий Васильевич посвятил законотворческой деятельности на региональном уровне. С марта 2004 года по декабрь 2011 года он был депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области (ППЗС), и все эти годы бессменно возглавлял комитет по промышленной, аграрной политике и природопользованию.

В 2008 году экономический кризис ударил по индустриальной и экспортно ориентированной Свердловской области особенно больно. Поскольку основу промышленного комплекса региона составляла металлургия, отрасль экспортно-ориентированная, спад спроса на металлургическую продукцию на международных рынках привел к резкому – в разы – падению цен на основные металлы. Опытный производственник и управленец Сысоев предложил создать совместную парламентскую рабочую группу из депутатов Областной Думы и Палаты Представителей для выработки мер по преодолению кризисных явлений и стабилизации социально-экономического положения в Свердловской области. Такая группа была создана под его председательством, сконцентрировав усилия депутатов на поиске решений по выходу из кризиса.

Одновременно он направил в адрес Губернатора и Правительства Свердловской области комплекс предложений, включающих как его собственные идеи, так и предложения промышленников, органов исполнительной власти Свердловской области. Перечень состоял из нескольких блоков: налоговое стимулирование, меры денежно-кредитной политики, оптимизация цен и тарифов естественных монополий.Сысоев считал необходимым сделать расчет последствий роста цен для реальной экономики, предлагал заморозить тарифы на наиболее острый период кризиса и ввести практику долговременных тарифных соглашений с естественными монополиями для наиболее энергоемких производств и самых важных для страны инвестиционных проектов.

Активные и плодотворные усилия Сысоев-депутат предпринимал и по многим другим направлениям. Именно благодаря позиции возглавляемого Сысоевым комитета ППЗС удалось добиться значительного увеличения ассигнований по программе Развития сети автодорог в Свердловской области. В области значительно активизировались дорожно-строительные работы, в том числе по такому важнейшему направлению, как строительство дороги Екатеринбург - Ивдель - Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО).

Строительство этой важнейшей региональной автомагистрали Анатолий Васильевич лоббировал на всех уровнях: и как депутат, и как вице-президент СОСПП. В декабре 2013 года это строительство было, наконец, завершено, сделав рынки ХМАО и ЯНАО более доступными для товаропроизводителей Свердловской области.

В 2012 году Анатолий Сысоев возглавил Комитет по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП. Под его руководством Комитет стал важнейшей и авторитетнейшей региональной площадкой для обсуждения социально-экономических проблем региона и страны в целом. Здесь встречались, обменивались опытом, спорили представители государства, руководители предприятий, деятели науки, здесь совместными усилиями готовились предложения и рекомендации по экономической политике, которые направлялись в адрес органов власти.

В рамках деятельности Комитета Сысоев, в частности, настаивал на необходимости разработки законопроектов о промышленной политике, о государственном прогнозировании на долгосрочной и среднесрочной основе социально-экономического развития России и Свердловской области. «Мы должны придать нашей деятельности по поддержке отечественной экономики по настоящему системный характер, комплексность и нацеленность на перспективу, - аргументировал депутат. - Только так мы сможем повысить нашу конкурентоспособность и выстоять в любой кризис». Время подтвердило его правоту: сегодня законы о промышленной политике приняты и на федеральном, и на региональном уровнях.

Среди перспективных экономических идей, продвигавшихся Анатолием Сысоевым на разных уровнях, следует особо упомянуть концепцию, касающуюся интеграции промышленных регионов Урала и Сибири и быстро развивающейся Арктической зоны России. Необходимо учитывать, что для уральской индустрии Арктика представляет интерес в нескольких отношениях:

  • сама по себе – как регион интенсивного ресурсного освоения и промышленного строительства и, соответственно, перспективный рынок для уральской продукции
  • как ворота на международные рынки Европы и Азии через Северный морской путь, который существенно дешевле традиционного пути через Суэцкий канал

С этой целью Анатолий Сысоев выдвинул поистине революционную идею - создать Уральский транспортный коридор, идущий из уральской Арктики через Средний Урал и далее в страны Азии (порт Сабетта на Ямале - Салехард –– Екатеринбург – Казахстан – Китай и Индия). Этот проект подразумевал комплексное развитие всей транспортно-логистической системы, включая:

  • строительство сети железных дорог (прежде всего, дороги порт Сабетта – Салехард – Ивдель, скоростной дороги из Екатеринбурга в страны Азии)
  • строительство капитальных автомобильных дорог через ЯНАО ИХМАО
  • осуществление экспортно-импортных перевозок через порт Сабетта по Северному морскому пути,
  • развитие нефтегазотранспортной системы Западная Сибирь – Китай, Индия, Пакистан и др.

По мнению Анатолия Сысоева, формирование этой транспортной системы позволило бы создать мощный промышленный коридор с привлечением большого количества участников, а значит - дать сильный толчок экономическому развитию региона и страны в целом.

Впервые эта идея была озвучена Анатолием Васильевичем в 2013 году на заседании Комитета СОСПП с участием представителей Правительства Свердловской области и руководства Уральского отделения Российской академии наук. Затем предложения Сысоева по созданию Уральского транспортного коридора были включены в подготовленный летом 2014 года доклад Уральского отделения РАН о перспективах освоения Арктики, который был представлен вниманию Президента РФ В.В.Путина.

Конечно, пока эта идея не воплотилась в полной мере. Но сегодня все понимают, что за освоением Арктики будущее, и что стратегическое значение, которое придается Арктике, требует ее теснейшей транспортной привязки с «материковой» Россией.  Об этом, в частности, говорится в государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, принятой в 2020 году. А значит все грамотные и содержательные идеи в направлении инфраструктурного сближения Арктики с южными регионами страны и налаживания международных связей неизбежно будут востребованы.

На одном из недавних статусных экономических форумов Анатолия Васильевича спросили: как могут повлиять экономические санкции Запада в связи с известными событиями на Украине на развитие экономики России и Свердловской области? Сысоев ответил: «Нам давно нужен был хороший «пинок», чтобы мы, наконец, перестали надеяться на Запад и всерьёз взялись за восстановление своей промышленности, сельского хозяйства. Угроза санкций – это, по сути дела, мощный стимул для развития внутреннего производства, в том числе высокотехнологичной продукции, способной заместить импортные аналоги. Мы сильная, умная нация, у нас большие территории, и мы сумеем себя прокормить и обеспечить всем необходимым»…

Анатолий Васильевич активно, неустанно трудился до самого конца своих дней. Говорил, что от работы не устает – разве можно от нее устать, это ведь не неволя, а любимое занятие, хобби. А периодическая смена сферы деятельности и круга общения при этом обогащает и не дает застояться.

Однажды, когда его спросили о секрете его бодрости и жизненной энергии, он признался, что каждое утро начинает с расслабления по системе йоги: «Обратный отсчет: сто, девяносто девять, девяносто восемь…, пока не появятся в глазах голубое небо и зеленая трава. Остаешься один на один со своим телом, душой и духом. И тогда в сложные времена приходят правильные решения, и мир как будто становится лучше»...

Он ушел на 87-м году жизни, полный идей и замыслов, все так же работая, борясь, не теряя веры в себя. И оставаясь для всех нас вдохновляющим, путеводным примером.

Краткие биографические данные

Родился в 1935 году в г.Златоусте, Челябинской области;

Окончил среднюю школу № 29 в г. Челябинске в 1953 году;

В 1955 году окончил Каменск-Уральский алюминиевый техникум по специальности «металлургия легких металлов»;

В 1966 году г. - Красноярский институт цветных металлов им.М.И. Калинина по специальности «инженер-металлург цветных металлов».

Трудовая деятельность

Новокузнецкий алюминиевый завод (с 1956 по 1968)

Электролизник;

Мастер;

Старший мастер корпуса электролиза;

Красноярский алюминиевый завод (с 1968 по 1982)

Старший мастер корпуса;

Заместитель начальника электролизного цеха;

Начальник электролизного цеха;

Начальник технического отдела;

Заместитель директора по производству;

Таджикский алюминиевый завод - Главный инженер завода (с 1982 по 1987);

Богословский алюминиевый завод – Генеральный директор завода (с 1987 по 2005);

СУАЛ-Холдинг – Вице-президент (с 2005 по 2009);

Председатель Совета директоров ООО «УралАвстроИнвест» (2002-2021);

Президент ООО ТД «САВИАК» (с 2008 по настоящее время);

Президент ООО «Богословская строительная компания» (2013-2021).

Научные звания

Доктор технических наук, автор более 70 изобретений

Профессор

Академик Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова

Академик Международной академии информатизации

Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Государственные и общественные должности

Народный депутат России (с 1989 по 1993);

Депутат Палаты Представителей Свердловской области (с 2004 по 2011);

Депутат Думы городского округа Краснотурьинск (с 1988 по 2004, с 2012 по 2017);

Президент Ассоциации металлургического комплекса России «АМРОС» (с 1997 по 2008);

Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) ( с 1992 по 2021);

Член российской трехсторонней комиссии (с 1998 по 2021);

Вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) (с 1998 по 2021);

Председатель Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (с 2012 по 2021);

Первый вице-президент Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области (с 2012 по 2021);

Президент НП «Уральский строительный кластер» (с 2012 по 2021);

Президент Северного промышленно-строительно-логистического кластера (с 2012 по 2021);

Председатель Совета Северного окружного отделения Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (с 1998 по 2021);

Председатель Совета Свердловской региональной общественной организации «Гражданская позиция северян» (с 1999 по 2021);

Президент Общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения России» (с 2005 по 2021);

Председатель Попечительского Совета Благотворительного Фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, находящегося под покровительством Губернатора Свердловской области (с 2012 по2021);

Президент Спортивного клуба «Маяк» по хоккею с мячом, г.Краснотурьинск (с 1987 по 2021);

Государственные и общественные награды

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).

Орден Трудового Красного Знамени (1971).

Орден Трудового Красного Знамени (1982).

Лауреат Государственной премии Совета Министров СССР за разработку комплекса новых технологий по производству сплавов для авиационной промышленности (1982).

Орден «Знак Почета» (1995).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997).

Лауреат Государственной премии Правительства РФ за комплекс работ, связанных с разработкой и внедрением новых мощных электролизеров с обожженными анодами (1998).

Заслуженный металлург РФ (2003).

Почетный знак «За заслуги перед Свердловской областью» III степени (2014).

Почетное звание «Почетный гражданин Свердловской области» (2015).

Почетный гражданин города Краснотурьинск (1994).

Награжден высшими общественными наградами Русской Православной церкви:

  • орденами преподобного Сергия Радонежского III и II степени;
  • орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени;
  • орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Общенациональные премии

Лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого с вручением приза «Лучший менеджер России» (2000)

Награжден Почетным знаком «Акинфий Никитич Демидов» Международного Демидовского фонда за вклад в развитие реального сектора экономики России (2001)

Лауреат премии "Российский национальный Олимп" в номинации «Топ-менеджер года – 2002»

Лауреат премии-медали имени В.Е. Грум-Гржимайло (2003)

Лауреат Международной премии и Золотой медали «За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества» (2004)

Лауреат Международной премии «Профессия – Жизнь» в номинации «Меценат года» за 2004 год

Лауреат Национальной премии «Человек года – 2006» «За вклад в развитие металлургического комплекса»

Награжден почетным званием «Руководитель года – 2014» Всероссийской премии в области руководства и управления «Деловая элита»

Региональные премии

Лауреат Премии имени братьев Черепановых (1999)

Трижды награжден почетным знаком «Олимп» в рамках ежегодного конкурса «Лидер в бизнесе» по Свердловской области (2003, 2004, 2005).

Группа компании «Савиак»