ГлавнаяНовости → Доклад А.В.Сысоева на выездном заседании Правительства Свердловской области

Доклад А.В.Сысоева на выездном заседании Правительства Свердловской области

А.В.Сысоев

Вице-президент СОСПП, Первый вице-президент Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области,  профессор, доктор технических наук

ДОКЛАД

«О формировании рынков сбыта для Северных территорий»

Финансовый кризис 2008-2011 годов из-за отсутствия денежных средств привел к резкому снижению спроса, уменьшению инвестиций, снижению цен на продукцию при одновременном росте цен на энергетику и железнодорожный транспорт.

Практически в Северном управленческом округе произошло снижение производства алюминия в 3 раза, стройматериалов в 2,5 раза, возникла неопределенность по рынкам сбыты у ферросплавщиков, есть проблемы у черной металлургии и трубных компаний.

Проектные мощности у большинства предприятий не осваиваются, особенно у производителей товаров инвестиционного спроса, резко упали  финансовые результаты (рис.1).

Так в 2011 году проектные мощности в стройиндустрии по области по видам продукции осваивались:

Цемент                       – 57%

Кирпич                       – 49%

Сборный ЖБиК         – 36,0%

Мы перестали заниматься исследованием конъюнктуры рынка и сегодня не имеем представления, насколько полно используется проектный потенциал в промышленности в целом по области и у нас на Северных территориях. У нас нет четкого представления о причинах создавшегося положения и что надо делать. Эта неопределенность не позволяет вырабатывать планы на длинную перспективу в 5-10 лет, составлять прогнозы и вырабатывать меры по будущим рискам.

           По нашей территории особо требуется рассмотреть вопросы развития электроэнергетики, металлургии, строительного комплекса, а также аграрно-промышленного сектора, прежде всего молочного производства и птицепрома.

  1. Надо окончательно определиться по будущему алюминиевой промышленности Северного Урала и вопросу строительства Ново-Богословской ТЭЦ. Эта неопределенность не позволяет принять решение, что же мы будем делать при закрытии БАЗа и, соответственно, СУБРа. Наша политика по тарифам для алюминиевой промышленности требует корректировки. Есть также проблема, которую необходимо решать – это перекрестное субсидирование. Необходимо определиться с объемами выпуска алюминия, производством алюминиевой катанки, возможным производством кабельной продукции и развитием новых видов алюминиевых порошков. Следовало бы в I-м квартале 2013 года иметь ясность и подписанные соглашения.
  2. В рамках развития сельского хозяйства это вопросы:

- Продажа Краснотурьинской фабрики инвестору, который готов вкладывать деньги в развитие, но продажу необходимо произвести по приемлемым ценам, в противном случае у нас не будет птицефабрики, и ее владелец вообще будет иметь  одни убытки.

- Создание Богословского агропромышленного кластера на основе семейных ферм с участием переработчиков молока со стабильными приемлемыми ценами на молоко-сырец в период зима-лето.

- Возможности увеличения субсидирования на молоко и технику для растениеводства.

  1. Строительный комплекс Северных территорий в период кризисных годов снизил свое производство в 2-3 раза, из 11 заводов ЖБиК работают на постоянной основе четыре: в Североуральске, Краснотурьинске и два в Нижнем Тагиле. В 2012 году мы начали создавать единый строительный кластер, начали исследовать конъюнктуру рынка (что сложно делать каждому среднему бизнесу в отдельности). В свое время вокруг предприятий создалась серия перекупщиков, которые диктовали цены и разоряли предприятия, отсутствовал оборотный капитал, а все предоплаты были у перекупщиков. Мы изменили маркетинговую политику, создали единую организацию, ответственную за весь комплекс вопросов по финансам, сбыту и снабжению, ушли от посредников, выстроили логистические схемы со Свердловской железной дорогой, с автоперевозчиками, резко снизили затраты на перевозку, и тем самым улучшилась своевременность отгрузки.
  2. В состав строительного кластера вошли проектные организации, инжиниринговые компании, производители стройматериалов, строители. Мы отработали отношения с непосредственными потребителями  строительной продукции. Проектные организации закладывают в проекты наши материалы и, соответственно,  устанавливают перед нами дополнительные требования. Железная дорога знает одного заказчика, а не несколько, и это упрощает работу. Генеральные директора предприятий занимаются решением вопросов производства, экономики, персонала, снижением общих затрат. В результате против 2011 года в 2012 году реализация продукция увеличилась в 2,3 раза, производство – в 2,1 раза, увеличилась прибыль, мы приступили к модернизации предприятий.

      В настоящее время идет модернизация Краснотурьинского завода железобетонных изделий, где устанавливается шесть линий безопалубочной формовки.  Производительность производства возрастет в 3,2 раза, производительность труда в 6 раз. Значительно будут снижены  энергоемкость и металлоемкость. Завод будет давать продукцию для каркасного домостроения с объемом 100 тыс.кв.м. жилья, в основном экономического класса. Запуск завода намечен на апрель 2013 года. Уже подписаны протоколы о намерениях со строителями ХМАО на поставку продукции для каркасного домостроения в объеме 30тыс.кв.м. На первый дом поставка должна состояться во II-м квартале 2013 года. Мы сейчас пытаемся вести переговоры о строительстве жилья методом каркасного домостроения у нас на Севере. Строительный кластер расширяется.

      Рынок Северных территорий - не большой. Строительство жилья  идет в основном в Серове и Карпинске. Участков для комплексной застройки малоэтажного жилья кроме Карпинска нет. Основной рынок для нас – это ХМАО, и в какой-то мере – Ямал.

      Наши предприятия теряют рынки в этих регионах, хотя за 2012 год инвестиции в ХМАО и Ямал составили более триллиона рублей, в Свердловскую область – 250 млрд.руб., Челябинскую - 120 млрд.руб., Тюменскую - 70 млрд.руб. Одна из проблем – стоимость транспорта до потребителя.    Существует четыре пути на Салехард:

№ п/п

Путь

Расстояние, км

1.

Северный широтный путь (будущий):

Краснотурьинск – Екатеринбург – Коротчаево – Надым - Салехард

2778

2.

Традиционный путь:

Краснотурьинск – Екатеринбург – Сургут и водный путь Сургут - Салехард

2800

3.

Западный путь:

Краснотурьинск – Кушва – Пермь – Котлас – Ухта – Чум - Лабытнанги

2725

4.

Северный путь:

РЖД: Краснотурьинск – Серов – Ивдель – Приобье, Водный путь: Приобье – Салехард

ИТОГО:

Параллельный путь:

РЖД: Краснотурьинск – Серов – Ивдель – Приобье, Автозимник: Приобье – Надым – Салехард *

ИТОГО:

- 570

- 630

1200

- 570

- 1000

1570

* будет строиться мост через Обь в Антра

«Северный путь» - если мы доставляем продукцию до Приобья, то в летнее время, с мая по сентябрь, можно использовать водный путь до Салехарда, а также автомобильным транспортом от Антра через будущий мост до Надыма и Салехарда. Также развоз грузов от Приобья можно осуществлять на левобережье и правобережье, в том числе и посредством парома.

ХМАО и Ямал имеют инвестиции по 2012 г. в объеме более 1 триллиона рублей. Вопрос заключается в том, как получить заказы и как доставить продукцию.

Необходимо в поселке Приобье организовать Логистический центр с новым портом для отгрузки водным путем до Салехарда, в т.ч. и в поселки по левому и правому берегу, а зимой по зимнику и летом через паром или в будущем через мост Антра.

Выводы и предложения:

  1. Газово-нефтяной комплекс ХМАО и Ямал ежегодно имеют около триллиона рублей инвестиций плюс материалы на текущую деятельность, и нам надо провести исследование конъюнктуры рынка этого региона по их потребностям, и где могла бы Свердловская область и в том числе наша Северная Полиагломерация принять участие в комплектации этого рынка материалами, оборудованием и услугами.
  2. Имеется четыре пути поставки продукции в этот регион, в том числе, нужный для нас «Северный путь» через Ивдель – Приобье и водным путем Приобье – Салехард и автотранспортом Приобье – Надым Салехард

1 путь - через Надым на Салехард

2 путь - через Сургут водный путь до Салехарда

3 путь - из Краснотурьинска через Кушву - Киров - Ухту до Лабытнанги

4 путь – Краснотурьинск  - Ивдель – Приобье, затем водным путем и автомобильным транспортом до Надыма и Салехарда.

3. Для развития «Северного пути» необходимо строить логистический центр и новый порт в Приобье.

4. Необходимо после предварительных технико-экономических расчетов провести согласительные совещания с руководством ХМАО и основными компаниями этого региона: Газпромом, НовоТЭКом, СургутНефтеГазом и другими.

5. Рекомендовать создать рабочую группу при Председателе Правительства Свердловской области для изучения перспективности развития «Северного пути» для экономики Свердловской области с возможным выходом в Правительство России (по мере готовности) о включении этого проекта в программу  «Северный широтный путь». В настоящее время мы провели переговоры с Обско-Иртышским речным пароходством, деловым сообществом ХМАО. Этот вопрос обсуждается в ХМАО.

6. В рамках Уральского строительного кластера и Северного строительного кластера мы рассмотрели программу развития по  2015 г. При налаживании хорошей экономики, логистики Северные территории смогут увеличить объемы производств с 900 млн. руб. в 2012 до 3,5 млрд. к 2015 году. При этом мы планируем создать 100-180 высокопроизводительных рабочих мест и 300 новых рабочих мест. Мы бы считали, что нашей территории необходим цементный завод с поставками клинкера с Михайловского цементного завода, организацией добавок в виде золы  и шлака и на месте осуществлять только размол.

7.  Северный строительный кластер в апреле запускает программу каркасного домостроения с объемом порядка 100 тыс.кв.м. жилья в год.

8. Согласен, что в решении записаны разработки по плану развития Северных территорий до 2020 года. Союз примет в этом активное участие.

Группа компании «Савиак»