"К Северным рубежам", статья Председателя Комитета СОСПП А.В.Сысоева
27.11.2013
К северным рубежам.
Уральские промышленники открывают рынки Ямала и Югры
5 сентября 2013 года в «Атриум-Палас-Отеле» состоялось заседание Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей под председательством Анатолия Васильевича Сысоева.
На заседании был рассмотрен важнейший вопрос: «О расширении экономической, научной и производственной кооперации между Свердловской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами с целью совместного освоения северных территорий ХМАО, ЯНАО и усиления встречного товаропотока между регионами по следующим направлениям:
ü обеспечение экономических, логистических и институциональных условий для широкого доступа на рынки ХМАО и ЯНАО промышленных (инвестиционных) товаров предприятий Свердловской области;
ü создание условий для замещения импортной высокотехнологичной продукции, приобретаемой компаниями нефтегазового сектора, аналогичной по профилю продукцией уральских предприятий, не уступающей импортным материалам и оборудованию;
ü новые инновационные проекты для нефтегазовой промышленности и северных территорий со стороны академических институтов».
В заседании приняли участие представители органов государственной власти Свердловской области и Уральского федерального округа, крупнейших уральских предприятий, научных и общественных организаций. В ходе заседания были заслушаны:
Вступительное слово Ленской Анны Александровны, начальника департамента по экономической политике аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в УрФО;
Доклад Чарушина Валерия Николаевича, Председателя Уральского отделения РАН
Доклад Сысоева Анатолия Васильевича, председателя Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями.
Выступления:
· Сарапулова Сергея Федоровича, заместителя Министра промышленности и науки Свердловской области
· Новоторженцевой Елены Васильевны, заместителя Министра экономики Свердловской области
· Елина Сергея Юрьевича, исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Министерства регионального развития РФ по УрФО - выступление
· Эсаулова Петра Михайловича, заместителя начальника Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
· Лавриковой Юлии Георгиевны, заместителя директора по научным вопросам Института экономики УрО РАН
· Альтфатера Эдуарда Васильевича, председателя Тюменского областного объединенного союза промышленников и предпринимателей
· Уткина Владимира Леонидовича, Президента НПЦ «СТРОЙТЕХ», Вице-президента Ассоциации строителей России
· Бухмастова Андрея Владимировича, директора Союза машиностроительных предприятий Свердловской области
· Трахтенберга Александра Соломоновича, директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри»
· Елистратова Олега Владимировича, заместителя генерального директора по развитию ОАО «Уральский электрохимический комбинат»
· Старцевой Ольги Петровны, директора информационного агентства УралИнфо
· Сесько Бориса Борисовича, генерального директора НПЦ «Био-Эко-Флора»
По итогам заинтересованного обсуждения участники заседания констатировали:
Проблема рынков сбыта – главная проблема всех развитых стран, включающая в себя несколько основных направлений:
§ экспортный рынок;
§ внутренний рынок территорий;
§ внутренний рынок региона;
§ межрегиональный рынок.
Для решения проблемы завоевания внутреннего рынка региона применяется:
§ стимулирование рынка (например, оперативное выделение земельных участков под застройку).
§ снижение себестоимости и цены;
§ повышение качества продукции;
§ замещение импортных товаров.
Проблемы экспортного рынка, который мы теряем из-за высокой цены на энергоресурсы и транспортных расходов, необходимо решать на общегосударственном уровне.
В современных условиях наибольший интерес для товаропроизводителей Свердловской области представляет межрегиональный рынок, прежде всего, рынок Северных территорий УрФО - ХМАО и ЯНАО. В данных регионах осваиваются значительные инвестиционные денежные средства: только в 2012 г. освоено инвестиций в объеме более 1 трлн. рублей.
В самое ближайшее время на Крайнем Севере, будет разворачиваться строительство очень большого числа масштабных объектов, в том числе:
§ Морского международного порта «САБЕТТА»;
§ специальных объектов для продвижения добычи углеводородов на арктическом шельфе;
§ городов и поселков для проживания нефтяников, газовиков, транспортников, военных, моряков
§ заводов по сжижению газа;
§ сотен мостов, сотен километров автодорог и железных дорог;
§ энергетических станций и блоков;
§ новых месторождений добычи нефти и газа;
§ необходимой инфраструктуры и сетей.
Все это потребует большого количества продукции металлургических, машиностроительных предприятий, заводов металлоконструкций, а, кроме того, продукции стройиндустрии: основные потребности возникнут у нефтегазовых компаний, при строительстве жилья, социальных и инфраструктурных объектов.
Для участия в этом процессе уральским промышленникам необходимо иметь карту потребителей нашей продукции, а также карту того, что может поставить Свердловская область, имея в виду продукцию соответствующего качества для условий низких температур Севера, не уступающую импортным материалам и оборудованию.
Это – большая народнохозяйственная задача для Свердловской области. Если мы сможем ее решить, это позволит увеличить использование проектных мощностей промышленного потенциала области и, соответственно, даст увеличение числа рабочих мест и лучшее наполнение доходных статей областного и муниципальных бюджетов.
В рамках обсуждения были обозначены проблемы, которые необходимо учитывать для решения проблем сбыта не только Северных территорий, но и всего Уральского Федерального округа, учитывать наши сильные и слабые стороны. Возникает необходимость уточнить, с какими проблемами мы столкнемся при освоении рынков сбыта, наши организационные меры, что даст эта программа в будущем для страны, УРФО и области.
Основные тезисные подходы к проблеме должны включать в себя:
· Знание рынков сбыта и возможностей Свердловской области. Это позволит составить планы развития промышленного потенциала нашего региона, сопоставляя их под реальные рынки сбыта, прежде всего, севера Уральского федерального округа (Строительство производственных объектов в отрыве от реального спроса приводит к фактическому уничтожению уже существующих предприятий, которые выпускают аналогичный вид продукции).
· Разработка мер по повышению нашей конкурентоспособности относительно других, уже существующих на этой территории, поставщиков – за счет соблюдения требований потребителя в части цены, номенклатуры, качества продукции, а также снижения накладных издержек за счет повышения эффективности транспортно-логистической составляющей.
· Уральский Федеральный округ сильно дифференцирован. Юг – это машиностроение, металлургия, сельское хозяйство; Север – это нефтегазовый сектор. Это дает прекрасные возможности для эффективной кооперации между субъектами и предприятиями. Это нельзя не использовать. Уральские машиностроители до 1991 года были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса западной Сибири и нужды добывающей отрасли других регионов. Но с 90-х годов, когда было исключено долговременное планирование, стали нарастать процессы, исключающие машиностроителей Урала из территориальной кооперации. Сейчас настало время, когда интеграция Севера и Юга должна рассматриваться комплексно, на длительную перспективу в 10-30 лет, в том числе и по вопросам инфраструктуры Северных регионов, а не только по отдельным продуктам или отраслям. Тем более что Арктика приобретает для России стратегическое значение на ближайшие 30-50 лет.
· В России зона вечной мерзлоты составляет 68% от всей территории, при этом в этих условиях добывается 93% российского природного газа и 75% нефти. В настоящее время в районах вечной мерзлоты происходят процессы глобального потепления, и в то же время сохраняются сезонные крайне низкие температуры – все это требует особых требований к материалам, оборудованию и жилью. Мы должны придумать товары, продукцию, которые должны быть более производительными, облегчая жизнь людей, работающих и живущих в этих условиях. Мы должны изучить их проблемы и адекватно реагировать.
· Мы должны говорить сегодня о макрорегионе, имея в ввиду Уральский федеральный округ, и о кооперации в масштабах макрорегиона. В рамках этой кооперации мы должны менять структуру поставок: иметь мощные снабженческо-сбытовые организации с определенным объемом оборотных средств, достаточных для комплексных поставок оборудования, иметь здесь и сейчас мощные складские логистические базы, предельно приближенные к потребителю, нужен центр планирования на 10-20-30 лет, изучающий особенности данного рынка и его потребности в новых материалах, определенном типе оборудования, и который должен ставить перед наукой и производством конкретные задачи по видам продукции, необходимой для данного рынка.
· В рамках этого проекта стоит задача корректировки развития УРФО. Первый шаг по разработке программы развития Северных территорий Правительством уже сделан, для ее наполнения необходимо закончить работу по изучению рынка Северных территорий, дать сигнал экономикам Юга и районов, приграничных к территориям ХМАО и ЯНАО, в каком направлении мы должны двигаться.
· Необходим системный подход к Уральскому Полярному транспортному коридору. Необходимо на уровне Правительства России привлечь или создать специальную проектную компанию. Возможно, это будет акционерное общество, при этом участие регионов позволит в будущем эффективно загружать этот транспортный коридор не только поставками в этот регион материальных ресурсов, но и осуществлять экспортно-импортные операции через порт Сабетта и Северный морской путь.
· Нужна стратегия развития Уральского федерального округа, которая должна обеспечить плановую промышленную и сельскохозяйственную сбалансированность развития УРФО.
· На первый план для продвижения наших товаров в межрегиональное пространство встают вопросы качества, приспособленные к условиям Севера, и система ценообразования, понятная на длительную перспективу. Нужно создавать центр по проблемам рынка, притом, что генерирующая роль Екатеринбурга как промышленной столицы нашего округа остается неоспоримой. Возникают вопросы создания представительств, прежде всего, Правительства Свердловской области, не только на Тюменском севере, но и в соседних регионах.
· Сертификации продукции для Северных территорий для нефтегазовых компаний это серьезный вопрос, который требует отдельного изучения и определенных действий для создания унифицированных стандартов для условий Севера. Это неизбежность.
· Проблема импортозамещения не может решаться без научных исследований, без наличия проектных организаций. Мы пока не представляем, какие организационные системные меры разрабатывают бизнес-сообщество и государство. Этот вопрос требует специального рассмотрения.
· Логистика как класс, как специализация, полностью отсутствует в стратегических документах Свердловской области. Определенные элементы есть, но они относятся к внутренней логистике. Нам нужна межрегиональная логистика, экспортно-импортная логистика, так как по объемам производства Свердловская область является избыточной. Ей нужны рынки внешние, межрегиональные. И поэтому нам нужно попадать в общегосударственные планы по развитию логистической системы. При этом логистика должна разрабатываться под отрасли, под промышленную специализацию. Требуется разработка специальной долгосрочной программы экспорта. Как таковой, отдельно ее нет. Эта программа напрямую увеличит способность промышленности округа осваивать новые рынки сбыта.
· В рамках областных программ по развитию промышленности отсутствует система разработки планов развития муниципальных образований в части развития промышленного и логистического секторов. Уровень кооперации региональной экономики в муниципальных образованиях спущен на 3-4 уровень. Ни в одном муниципальном образовании нет должности заместителя главы, занимающегося реальной экономикой, промышленным сектором. Происходит разрыв между региональным Правительством и муниципальной исполнительной властью. Правительство напрямую выходит на предприятия, и главы городов и их исполнительные команды в этих процессах участия не принимают.
· Необходима разработка комплекса инвестиционных предложений по развитию транспортно-логистического комплекса, стройиндустрии, импортозамещающих производств, экспортно-ориентированных производств и т.д. Требуется внедрение по стандартной схеме подготовки и подачи инвестиционных предложений по опыту Тюменской области.
· Мы - промышленники, аграрники, исполнительная власть - должны ориентироваться на долгосрочную перспективу, что позволит улучшить предпринимательский климат, улучшить инвестиционную привлекательность, снизит риски от кризисных проблем, а главное обеспечит более стабильную жизнь людям в нашем регионе. Практическое изучение и освоение рынков сбыта, прогнозирование промышленного развития позволит загрузить наши предприятия, дать работу людям, наполнить бюджет и на постоянной основе решать многие социальные вопросы. Нужны новые организационные формы управления экономикой в виде кластеров, инжиниринговых компаний, новых форм кооперации и новых подходов к разработке прогнозных планов развития на уровне УРФУ, области, муниципальных образований, кластеров, индустриальных парков и т.д.
Очевидно, что для продвижения товаров, производимых в Свердловской области, на Северные территории – ХМАО, ЯНАО – необходимо предпринять ряд шагов:
- Определиться с порядком составления «дорожной карты» по продвижению продукции металлургических, машиностроительных предприятий, заводов металлоконструкций, продукции стройиндустрии для Северных территорий;
- Составить программу по изучению рынков сбыта для Северных территорий по нефтегазовым компаниям и муниципальным потребностям этих территорий, а также «карту потребителей» нашей продукции в ХМАО и ЯНАО;
3. Выполнить перечень организационных мероприятий:
а) На первом этапе заручиться полной поддержкой и одобрением Губернатора, Правительства Свердловской области и Управления СВЖД, потому что здесь от них зависит многое;
б) Обратиться к Полномочному Представителю Президента РФ в УрФО о поддержке проекта, о введении в функционал одного из своих заместителей вопроса, связанного с межрегиональным развитием рынков сбыта продукции заводов внутри УрФО, о создании Департамента развития рынков сбыта в рамках выполнения федеральных программ;
в) Провести совещание в Полпредстве Президента РФ в УрФО по реализации поставок, в том числе, стройматериалов, продукции металлургии и машиностроения на объекты севера УрФО с участием:
§ руководителей регионов (Свердловская область, ХМАО ЯНАО);
§ руководителей СВЖД;
§ крупных потребителей: ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Новотек», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.
г) Подготовить к подписанию Соглашения с тремя регионами и СВЖД по экономическому сотрудничеству на долговременной основе;
д) Просить Институт экономики УрО РАН провести научно-исследовательскую работу по изучению рынка сбыта северных территорий, по развитию логистики поставок, максимально приближенных к объектам капстроительства на Крайнем Севере;
е) Рекомендовать Министерству промышленности и транспорта Свердловской области:
ü разработать концепцию развития «Уральского полярного транспортного коридора» с учетом имеющихся планов:
§ строительство железной дороги Ивдель – Обская.
§ завершение строительства автодороги Ивдель—Ханты-Мансийск;
§ строительство автомобильного моста в районе поселка Андра;
§ развитие и расширение возможностей порта Сергино по объемам пропускаемых грузов до 7-10 млн. тонн с движением в сторону Салехарда и п. Сабетта(сегодня пропускают, в лучшем случае, 800 тыс. тонн);
§ развитие железнодорожного движения до Приобья и создание логистических центров в районе Нягани и Приобья с объемами грузов до 7-10 млн. тонн, имея в виду как перевалку грузов на водный речной транспорт, так и доставку автомобильным транспортом до Ханты-Мансийска и до Надыма.
ü по окончании разработки выйти с данной концепцией в Министерство транспорта РФ.
По мнению участников заседания, необходимо перевести в практическую плоскость вопросы завоевания рынков сбыта для предприятий Свердловской области, приступив к созданию структуры управления этим процессом и плана конкретных действий. Это – единственный путь для обеспечения резкого подъема экономики области.
Мы должны видеть, что нас ждет в будущем: кто потеряет рынки сбыта вследствие ситуации в транспортной логистике, что мы можем успеть сделать, чтобы сохранить наши грузопотоки на север.
При этом следует отметить, что серьезнейшей проблемой для товаропроизводителей Свердловской области является рост транспортных тарифов: с 1 сентября 2013 г. часть грузовых компаний федерального значения подняли цены на 185% «за вагон», что в итоге привело к росту среднего железнодорожного тарифа на 135%. В итоге это может привести к потере рынков и для товаропроизводителей, и для самой Свердловской железной дороги. Рост стоимости перевозок должен быть остановлен, потому что иначе не будет самих перевозок.
Активный выход на рынки севера Уральского федерального округа невозможен без решения целого ряда ключевых проблем:
- 1. Необходима отработка практических связей с естественными монополиями, ОАО «Газпром» и нефтяными компаниями с учетом индивидуальных принципов, регламентов и особых правил сертификации, присущих каждой компании. К каждой компании нужен дифференцированный подход – но для этого нам нужно знать их особенности.
Поэтому нужна целая серия шагов по поэтапному сближению наших позиций и пониманию интересов наших партнеров, для чего требуются регулярные встречи на их территории с участием представителей бизнес-сообщества и Правительств регионов.
В результате этого диалога вопросы деловой кооперации между Свердловской областью и автономными округами Севера УрФО будут поэтапно решены.
При этом необходимо отработать технологию подачи материалов, обеспечив ей соответствующий вид и доступность.
Следует понимать: в нашей российской практике продвижения товаров из одного региона в другой нет опыта продвижения товаров целого региона на рынки, уже захваченные кем-то – нет ни организационного, ни методического опыта.
Поэтому в данном вопросе особенно остро необходимы оперативные научные разработки.
2. Основой маркетинговой транспортно-логистической политики должна стать разработка Уральского полярного транспортного коридора. Обоснование необходимости создания Уральского Полярного Транспортного Коридора (УПТК):
2.1. Развитие нефтегазового региона ХМАО и ЯНАО в настоящее время вступило в новую фазу, что в первую очередь, связано с принятием решения Правительства РФ:
· об организации транспортировки грузов по Северному морскому пути в объемах 50 млн. тн., что удешевляет перевозку грузов против существующего маршрута через Суэцкий канал на 30%;
· о строительстве на полуострове Ямал порта Сабетта как многофункционального порта, через который будут перевозить не только сжиженный газ, но и как порта, через который будут осуществляться экспортно-импортные перевозки.
Таково было решение Президента Российской Федерации Путина В.В.
2.2. В рамках этого решения остро стоит вопрос создания Уральского Полярного Транспортного Коридора, связывающего порт Сабетта и нефтегазовые компании полуострова с индустриальными регионами Урала и Сибири, способными принимать грузы, в т. ч. импортные, с Ямала и отправлять в порт Сабетта продукцию на экспорт
2.3. Существующая сегодня железная дорога Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Надым не имеет необходимой пропускной способности, по расстоянию равняется более 3000 км и не имеет выхода в район Салехарда.
К сведению, за март-август 2013 года в ХМАО и ЯНАО поставлено грузов 81,2 тыс. вагонов, из них доля Свердловской области:
· всего – 22%
· по стройматериалам – 50%
· по цементу – 43%.
Эту ситуацию можно изменить за счет совершенствования транспортно-логистических потоков для увеличения поставок промышленных грузов из Свердловской области в северные районы УрФО и снижения транспортных издержек. В частности, необходимо срочно создавать Правительственную комиссию по расширению порта Сергино с участием представителей Правительств Свердловской области и ХМАО, Свердловской железной дороги и Обско-Иртышского речного пароходства.
2.4. Единственный полноценный вход имеется из Европейской части России через малоразвитые регионы, которым проще отправлять продукцию на экспорт и получать импорт через западные порты.
2.5. Имеется возможность поставки грузов (так называемый зимний завоз) водным путем через Иртыш, Обь на Салехард через Сургут. В зимний период этот путь закрыт, и порт Сабетта его может использовать только в летний период.
В связи с этим было предложено рассмотреть возможность создания Уральского Полярного Транспортного Коридора для решения проблемы создания транспортного коридора мирового уровня с учетом развития Северного морского пути и строительства порта Сабетта.
2.6. Это предложение с учетом развития этого транспортного комплекса будет иметь для страны большое геополитическое значение, поскольку это дает:
§ решение вопросов государственной безопасности страны (этот регион – ХМАО и ЯНАО – надо защищать);
§ возможность быстрого реагирования в критических ситуациях;
§ серьезный толчок развитию рынков сбыта Урала и Сибири и, соответственно, росту экономики этих регионов;
§ освоение природных ресурсов Полярного Урала и обеспечение сырьем ныне действующих предприятий, прежде всего, металлургии, а также энергетического комплекса.
§ Новый транспортный коридор не просто увеличит пропускную способность доставки грузов до Салехарда, но удешевит эту доставку в 2-3 раза. Действующий путь Екатеринбург – Тюмень – Сургут – Надым сегодня не справляется с загрузкой. Новый путь Екатеринбург – Ивдель – Обская – Салехард – порт Сабетта сократит расстояние доставки товара до потребителей на полуострове Ямал практически в 2-3 раза – с 3,5 тыс.км. до 1 тыс.км.
§ Новый Уральский Полярный транспортный коридор открывает возможности поставки экспортных товаров в порт Сабетта с Урала и Сибири и получение импортных товаров из порта Сабетта в районы Урала и Сибирь. Это гарантирует нормальную загрузку железной дороги Ивдель-Обская-Сабетта.
§ Наличие Уральского Полярного транспортного коридора позволит выполнить госпрограмму «Урал Промышленный – Урал Полярный». Это позволит форсировать геологоразведку и поставку природных ресурсов с Урала Полярного на Урал Промышленный на действующие мощности. Все это гарантирует загрузку данной железной дороги на длительную перспективу.
§ Дорога Екатеринбург – Тюмень – Сургут – Надым уже сейчас не закрывает потребности Северных территорий и это без экспортно-импортных грузов.
В нынешнем варианте, с учетом развития Северного пути и строительства порта Сабетта, данный транспортный коридор:
§ свяжет порт Сабетта и полуостров Ямал в качестве транспортной линии перевозки продукции Ямала в район Урала и Сибири;
§ обеспечит грузопотоки экспортно-импортных товаров, а также поставок инвестиционных товаров на Ямал.
Строительство Уральского Полярного Транспортного Коридора позволит повысить эффективность Свердловской железной дороги и снизит транспортные расходы по поставке экспортно-импортных товаров и инвестиционных товаров для развития Ямала в 3-4 раза.
Но все эти меры должны рассматриваться в комплексе, который включает в себе:
§ Северный морской путь;
§ Порт Сабетта как многофункциональный порт с перевалкой экспортно-импортных грузов: не только продукты нефтегазового комплекса, но и металлы, оборудование, строительные материалы;
§ расширение порта Сергино с доведением его объема перевозок до 10 млн. тн. по маршрутам:
ü порт Сергино – порт Салехард;
ü порт Сергино – порт Сабетта (река-море);
ü порт Сергино – порт Сургут.
§ строительство логистических центров в районе Приобье по типу порта в Сургуте (расстояние между портом Сергино и портом Салехард 500 км., между портом Сургут и портом Салехард – 1000 км);
§ строительство автомобильной дороги Ивдель-ХМАО (достройка в 2013 г.) значительно увеличивает грузопоток до ХМАО, а при строительстве моста через Обь в районе поселка Андра - до Надыма. Ускоряются сроки доставки грузов непосредственно до объектов потребления.
Уже сегодня грузопоток по автомобильной дороге Ивдель – ХМАО – Югорск сократил во времени по времени доставку до 1,5 часов вместо 8 часов, а по количеству увеличился до 20 тыс. машин в сутки.
Главное, должно быть принято решение по строительству железной дороги:
Ø Ивдель – Полуночное – Обская. Расстояние – 831 км.
Ø Дальнейшее развитие дороги: Салехард – Бованенково – Порт Сабетта (отвод к порту 200 км.).
2.7. Необходимо создать рабочую группу при Правительстве РФ по разработке технико-экономического обоснования строительства и развития Уральского Полярного Транспортного Коридора в составе:
§ железной дороги от Ивделя до Обской;
§ расширения дороги Ивдель – Приобье;
§ расширение порта Сергино до 10 млн. тн. груза в год;
§ создание логистических центров в Приобье;
§ развитие автомобильных дорог Ивдель – ХМАО – Надым;
§ строительство автомобильного моста в районе поселка Андра для развития автомобильного движения по северной территории ХМАО до Надыма;
§ создание логистических центров в районе Серова, Краснотурьинска, Нягани, Приобья, порта Сергино, Салехарда, порта Сабетта.
Уральский полярный транспортный коридор – это наша дверь, через которую товаропроизводители Свердловской области смогут надолго войти на рынок ХМАО и Ямала.
Необходимо учитывать, что порт Сабетта строится как многофункциональный порт международного уровня, предназначенный как для транспортировки экспортно-импортных товаров, так и для поставки товаров производства ХМАО и ЯНАО внутри России. Фактически порт Сабетта будет единственным многофункциональным портом на расстоянии между портами в Мурманске и Владивостока. Этот порт должен быть также базовым с геополитической точки зрения для защиты наших арктических территорий.
Таким образом, с учетом функционирования порта Сабетта и развития Северного морского пути, этот транспортный коридор имеет мировое значение, решая проблемы не только нефтегазового комплекса, но в целом государственной безопасности, позволяя по-новому обозначить геополитическое значение страны.
3. Необходимо определить роль и направления деятельности всех участников процесса по завоеванию рынков сбыта с целью более эффективного использования промышленного потенциала Свердловской области и более тесной координации действий:
§ Уральское отделение РАН
§ Уральский федеральный университета им. Первого Президента России Ельцина Б.Н.
§ Администрация Полномочного Представителя Президента по УрФО
§ Филиал Представительства Минрегионразвития РФ
§ Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ
§ Правительство Свердловской области
§ Департамент по долгосрочному планированию экономики Свердловской области
§ союзы: ассоциации машиностроения, оборонных предприятий, Торгово-Промышленная Палата, строительные кластеры в области координации работ по завоеванию рынков сбыта.
В настоящее время в Свердловской области и Уральском федеральном округе находятся в стадии разработки и утверждения:
ü Региональная комплексная программа «Развитие северных территорий Свердловской области» на 2013 - 2020 годы;
ü Государственная программа «Развитие промышленности и науки Свердловской области на 2014 – 2020 годы»;
ü «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года».
Необходимо, чтобы мероприятия и прогнозные показатели, предусматриваемые этими программными документами, были скоординированы между собой с целью более эффективного использования и развития нашего промышленного потенциала.
Мы должны серьезно заняться координацией работ по продвижению промышленной продукции Свердловской области на рынки севера УрФО. Если это нам удастся – УрФО по своему социально-экономическому развитию выйдет на первое место в России, что также будет означать появление новых рабочих мест, наполнение бюджетов всех уровней и рост благосостояния наших граждан.
Исходя из всего выше сказанного, Комитетом по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей было принято решение:
- Рекомендовать правительству Свердловской области:
1.1. Избрать координатора со стороны Правительства Свердловской области, обладающего серьезными властными полномочиями. По мнению участников заседания, им должен стать Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Орлов Алексей Валерьевич.
1.2. Создать координационный совет под руководством вице-премьера Правительства Свердловской области Орлова Алексея Валерьевича по организации работ, связанных с завоеванием рынков сбыта. Координационный совет должен формироваться на паритетной основе: наполовину из представителей Правительства, наполовину – из потенциальных участников рынка.
1.3. Определить роль и задачи министерств Правительства Свердловской области:
§ в сборе информации по фактической загрузке мощностей промышленных предприятий Свердловской области;
§ в сборе информации по рынкам сбыта;
§ как регуляторов этого процесса по своим отраслям.
1.4. Сформировать орган управления, ответственный за разработку «карты потребителей» в ХМАО и ЯНАО, осуществление мониторинга движения товарной массы и определение межрегионального торгового баланса. Возможно, эта работа должна производиться в департаменте по долгосрочному планированию экономики Свердловской области.
- Рекомендовать Министерству экономики Свердловской области отработать формы долговременного соглашения по вопросам экономического развития и оптимального торгового баланса между Свердловской областью, ХМАО и ЯНАО для решения проблем стимулирования рынка сбыта и повышения товарооборота между регионами.
- В целях проработки вопроса о формировании эффективной транспортно-логистической схемы доставки товаров на Север ХМАО и ЯНАО рекомендовать:
3.1. Правительству Свердловской области совместно со Свердловской железной дорогой заключить договор со специализированными компаниями на разработку оптимальной концепции развития транспортной инфраструктуры до 2030 г. в районы ХМАО, ЯНАО со стороны Свердловской области, либо:
3.2. Создать специальную проектную компанию по реализации инфраструктурного проекта в форме открытого акционерного общества при участии государства в лице представителей Правительств Свердловской области, ХМАО и с включением в состав его учредителей наиболее заинтересованных производителей продукции, которая в перспективе будет поставляться в северные регионы
- Рекомендовать администрации Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе:
4.1. организовать процесс координации в части продвижения по УрФО продукции предприятий округа, в том числе, в рамках разрабатываемой «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года»;
4.2. совместно с Правительством Свердловской области выйти с инициативой разработки федеральной программы по развитию Северных территорий УрФО, прежде всего, его транспортно-инфраструктурной составляющей и участию Свердловской области в этой федеральной программе.
- Рекомендовать промышленно-деловому сообществу, ассоциациям работодателей, руководителям промышленных предприятий Свердловской области:
5.1. предпринять практические действия по сближению экономик Свердловской области и северных регионов УрФО, в частности, выезды в интересующие районы севера УрФО промышленно-отраслевых групп от машиностроителей, стройиндустрии, металлургического комплекса, легкой и пищевой промышленности и др. с целью оперативного заключения на месте договоров на поставку товаров.
5.2. активизировать работу по завоеванию рынков сбыта через кластерные системы, ассоциации машиностроителей, Союз предприятий стройиндустрии Свердловской области и другие отраслевые объединения, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей и др.
5.3. руководителям предприятий совместно с наукой изучить особенности данного рынка и его потребности в новых материалах, определенном экспортно-ориентированном оборудовании, необходимых для Севера.
А.В.Сысоев
Председатель Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей
Вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
Член Правления РСПП
Президент Уральского строительного кластера,
Доктор технических наук