Концепция развития проблемных предприятий алюминиевой отрасли на основе глубокой кооперации и изменения структуры управления. Июнь 2009 г.
С III квартала 2008 г. и I половины 2009 г. предприятия алюминиевой промышленности Урала и Европейской части России резко снизили свою конкурентоспособность из-за падения спроса на внешних рынках и, соответственно, падения цен в 2-3 раза, неразвитости внутреннего рынка и роста цен естественных монополий, прежде всего по энергетике, в 4-5 раз в сравнении с уровнем инфляции.
Примером некомплексного развития производства и переработки служит Пикалёвский глиноземный завод, где было произведено разделение глиноземного производства, производств химических продуктов и цемента в отдельные производственные структуры, что привело к дисбалансу в развитии, удорожанию продукции и, как следствие, остановке производства практически всех переделов и социальному взрыву в г. Пикалево.
В условиях кризиса необходимо переходить на более детальное, локальное управление, что невозможно сделать в рамках таких гигантских компаний, как ОК «РУСАЛ». Отсутствие грамотного управления может привезти к социальному взрыву в следующих моногородах: Североуральск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Михайловск, Полевской, Кандалакша, Волхов, Надвоицы. Затраты на решение социальных проблем в этих городах несоизмеримы с возможными временными субсидиями для поддержки этих предприятий на период реструктуризации и глубокой кооперации.
В связи с выше сказанным, предлагается создание новой алюминиевой компании с участием энергетической компании ТГК-9 и организацией кооперации с поставщиками газа и угля, энергосетевыми компаниями, а также с предприятиями более глубокой переработки, такими как КУМЗ, Михалюм, Полевской криолитовый завод.
Необходимо предусмотреть вхождение в компанию Самарского металлургического комбината, Белокалитвинского металлургического комбината, производства алюминиевых порошков и пудры, а также сырьевых бокситовых рудников - СУБРа и Тиманского бокситового рудника.
В перспективе данная алюминиевая компания должна максимально работать на внутренний рынок и на предприятия по производству авиатехники, военной техники, автотракторную промышленность, производство стройматериалов и упаковки, прежде всего для пищевой промышленности.
В состав компании должны быть включены проектно-исследовательские институты для внедрения производимых изделий в указанных отраслях.
Включение в состав компании энергетического сектора, заключение картельных соглашений по ценам и услугам по газу, углю, транспорту, электроэнергии позволит провести коренную реконструкцию объектов генерации, резко снизить затраты на производство и получить конкурентоспособную продукцию конечного передела для сохранения предприятий алюминиевой промышленности Урала и Европейской части России через кооперацию с металлургическими предприятиями по переработке алюминия (пример: КУМЗ - авиационные плиты высочайшего качества).
Структура управления
1. Регистрация компании в Свердловской области.
2. Состав участников и учредителей компании:
ТГК-9
Предприятия ОК «РУСАЛ» (по городам):
- Североуральск – СУБР
- Тиман – Тиманский бокситовый рудник
- Краснотурьинск – БАЗ, алюминиевое и глиноземное производство
- Каменск-Уральский – УАЗ, алюминиевое и глиноземное производство
- Надвоицы – НАЗ
- Кандалакша – КАЗ
- Волхов – ВАЗ
- Полевской - ПКЗ, производство вторсолей
- Михайловск – Михалюм, фольга.
- Каменск-Уральский – КУМЗ
- Самара – Самарский металлургический комбинат
- Белая Калитва – Белокалитвенский металлургический комбинат.
3. Управленческая команда будет находиться в г. Екатеринбурге.
4. В рамках компании будут уточнены доли участников приятий ОК «РУСАЛ».
Для ускорения разработки и принятия программы следует поручить Правительству Свердловской области подготовить необходимые статистические данные, определиться с проблемами и путями их решения, подготовить проекты протоколов о намерениях для сбыта конечной продукции. Разработку данной программы поручить Министерству промышленности и науки Свердловской области с участием Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области и Министерства экономики и труда Свердловской области.
Необходимо выполнить следующие расчеты:
1. Рассчитать последствия остановки предприятий алюминиевой отрасли на Урале и Европейской части России.
2. Разработать необходимые дополнительные меры по поддержке алюминиевых предприятий на 2-3 года в части установления определенного уровня цен и услуг для естественных монополий, как за счет предприятий внутри компании, так и внешних компаний.
3. Произвести необходимые расчеты по балансу сырья и сбыта готовой продукции, в том числе более глубокой переработки, внутри страны.
4. Подготовить Постановление Правительства РФ по развитию глубокой кооперации в рамках комплексной компании на период 2009-2019 гг.
5. Определить степень реструктуризации предприятий и переход на субконтрактные взаимоотношения на длительный период с целью резкого повышения производительности труда, более глубокой специализации производств и управления, обратив особое внимание на качество управления специализированными предприятиями.
6. Разработать меры по созданию эффективных научно-исследовательских и проектных подразделений по изучению конъюнктуры рынка, продвижению товаров и услуг компании, а также институтов и инжиниринговых подразделений, занимающихся проблемами снижения энергозатрат, внедрения энергосберегающих технологий и систем энергоаудита.
Дальнейшие действия по спасению алюминиевой промышленности Урала и Европейской части РФ будут решаться в процессе проектирования и составления бизнес-плана развития компании и будут направлены на повышение качества внутреннего управления.