Анатолий Сысоев: чтобы преодолеть кризис, мы должны повысить нашу конкурентоспособность. Интервью для бюллетеня «Промышленник», декабрь 2008 г.
18 ноября решением ППЗС Свердловской области создана рабочая группа с участием депутатов Палаты Представителей и Областной думы, целью которой является выработка предложений, направленных на минимизацию последствий финансово-экономического кризиса для Свердловской области. Своим видением мер, необходимых для стабилизации экономической ситуации в стране и регионе, поделился руководитель группы, председатель Комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС Свердловской области Анатолий Сысоев.
1. Анатолий Василевич, как мировой финансовый кризис влияет на российскую экономику?
Сегодня мы видим, как финансовый кризис переходит в кризис в реальном секторе экономики. Кризис очень ощутимо сказался не только на банках и фондовых рынках, но и на промышленности, особенно, на экспортно-ориентированных отраслях:
- резко снизилась экономическая активность в США, Европе, вследствие чего упали цены на наши основные экспортные товары – нефть, металлы.
- в результате мы потеряли рынки сбыта металла, ожидается снижение сбыта газа и нефти.
Одновременно наблюдаются проблемы в финансовой сфере:
- отсутствует возможность получить кредиты, как в России, так и в западных банках;
- образовались «финансовые заторы», растут неплатежи между поставщиками и потребителями даже за отпущенную продукцию.
Положение усугубляется еще и тем, что указанные проблемы происходят на фоне резкого роста импорта на нашем внутреннем рынке. Только в этом году объем импорта возрос в 1,5 раза к уровню 2007 г. Импорт продовольствия по ряду показателей вырос в 1,7-1,9 раз. В результате отечественные товары становятся неконкурентоспособными и вытесняются импортными. А значит, мы теряем рынок сбыта и внутри страны.
2. В чем, по Вашему мнению, причина неконкурентоспособности отечественных товаров?
Притоку импортных товаров способствовало удорожание рубля. Но причина нашей неконкурентоспособности лежит глубже.
За все эти годы мы реально не занимались реструктуризацией промышленности, сельского хозяйства, бюджетной сферы, практически не наращивали производительность труда. Рост зарплаты опережал рост производительности труда в 2-3 раза.
Мы потеряли наши конкурентные преимущества прошлых лет по ценам на энергоресурсы и оплате труда против наших конкурентов на Западе. В последние годы резко выросли цены и тарифы естественных монополий, увеличилась заработная плата, прежде всего, за счет роста фонда оплаты труда. Но наши постоянные неконкурентные затраты, связанные с холодным климатом и огромными размерами наших территорий (а следовательно, и протяженностью железнодорожных и автомобильных дорог) растут и будут расти.
Нынешний экономический кризис показал, что мы не сделали из прошлого должного вывода. Сегодня у нас нет стимулирующих решений по активизации внутреннего рынка, внутреннего спроса на российские товары.
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность наших предприятий в нынешних сложных условиях?
Прежде всего, нам сегодня не следует только ждать помощи от государства. Мы сами также должны серьезно перестроить работу в каждой отрасли, в каждой компании. Необходимо принять меры по повышению нашей конкурентоспособности, включая:
- уменьшение затрат на производство, снижение себестоимости продукции;
- снижение цен на собственную продукцию и на поставляемое сырье (цемент, арматура, медь, сталь, металлы, энергетика, газ, нефть), заключение соглашения о снижении цен между крупными производителями и потребителями.
- снижение численности сотрудников на предприятиях, прежде всего управленческого аппарата и тех, кто не обеспечен работой;
- резкое повышение производительности труда;
- уменьшение затрат на энергоресурсы, внедрение программ энергосбережения и материалосбережения. В Европе существует программа снижения расхода энергоресурсов к 2020 г. (например, на газ – на 25%). У нас такой программы нет.
Также необходимо снизить затраты на производство и в естественных монополиях. Это позволит ограничить рост цен на их услуги.
Нам нужна программа по реструктуризации промышленности, экономики в целом, а также по совершенствованию регионального и общегосударственного управления ( в том числе, по сокращению административного аппарата).
В тоже время мы должны провести эти меры максимально осторожным образом, чтобы помочь трудоспособному населению адаптироваться к меняющимся условиям.
4. Какие еще меры следует предпринять, чтобы минимизировать последствия кризиса?
Первое - решить проблему неплатежей. В первую очередь, должны заплатить газовики, нефтяники, бюджетные организации. Следует выполнить баланс неплатежей, найти главных неплательщиков и попытаться «протолкнуть» платежи в области и стране.
Второе – это поиск рынков сбыта. Следует разработать программу экспортной поддержки отечественной продукции и импортозамещения на внутреннем рынке. Она должна включать:
- формирование рынка сбыта на уровне муниципального образования, региона, в Российской Федерации.
- развитие территориальных кластеров, максимальное потребление продукции регионального производства, что снизит транспортные расходы;
- упрощение экспортных процедур, своевременное возвращение НДС экспортерам, снижение железнодорожных тарифов на перевозку экспортных товаров до границы;
- упрощение процедуры получения заказов бюджетных организаций, в том числе региональных и федеральных;
- создание центров информации по спросу и сбыту продукции;
- увеличение бюджетных инвестиций из региональных и федеральных источников, прежде всего, в строительство, развитие инфраструктуры (прежде всего, дорожное строительство) другие отрасли, требующие финансовых вливаний.
5. Вы подготовили ряд конкретных предложений по совершенствованию отдельных направлений государственной политики в условиях кризиса. В чем они заключаются?
Да, такой набор предложений был подготовлен и направлен на рассмотрение Губернатора Свердловской области. Он включает не только мои идеи, но и предложения промышленников, органов исполнительной власти Свердловской области.
В плане налоговой политики этот план предполагает не только снижение абсолютных величин по ставкам налогов, но и пересмотр самого механизма изъятия налоговых перечислений в бюджет, а именно:
- сокращение сроков возврата НДС после обращения налогоплательщика до 5 дней;
- оплату НДС по оплате за продукцию;
- сокращение сроков камеральных проверок до 1 месяца по НДС;
- оплату налога на прибыль по факту. Это позволит уменьшить потребность в оборотных средствах, прежде всего, экспортеров;
- принятие Федерального закона «Об амортизационной политике в Российской Федерации» и установление реальных отчислений по амортизации, необходимых для воспроизводства основных фондов.
В сфере денежно-кредитной политики необходимо:
- снизить ставку рефинансирования Банка России до 2-2,5% по опыту Европы и Японии, что снизит стоимость кредитов;
- активизировать выдачу кредитов на инвестиционные цели ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», нефтегазовым компаниям, энергетическим компаниям, что оживит металлургический, строительный, машиностроительный рынок;
- решить проблему залоговых обязательств для банков, промышленных предприятий, торговли и АПК;
- изменить правила выдачи ипотечных кредитов со стороны государства, в том числе значительно (в разы) увеличить объемы рефинансирования закладных со стороны ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
- учитывая сложное финансовое положение регионов, освободить региональные бюджеты от софинансирования с федеральным бюджетом при реализации инвестиционных проектов (при строительстве крупных жилых районов, проектов комплексного освоения территорий и др.)
- принять полностью на федеральный бюджет расходов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, молодых семей и других льготных категорий;
- увеличить приобретение жилья для льготных категорий граждан за счет федерального бюджета, а также увеличить объемы субвенций муниципальным образованиям из федерального и региональных бюджетов на приобретение жилья муниципалитетами.
Особое место занимают вопросы, связанные с тарифно-ценовой политикой естественных монополий. В настоящее время государству следовало бы, как собственнику, активно вкладывать собственные средства в развитие естественных монополий, реализацию инвестиционных проектов. Это позволило бы ограничить неоправданный рост тарифов и уменьшить величину инвестиционных затрат в стоимости цен и тарифов.
В качестве мер по оптимизации цен и тарифов естественных монополий необходимо:
- выполнить расчет последствий роста цен естественных монополий для реальной экономики и определиться с последствиями либерализации цен естественных монополий в целом для промышленности;
- заморозить цены естественных монополий до 01.07.2009 г.;
- задействовать механизм финансирования инвестиционных проектов в сфере естественных монополий через бюджетное финансирование и бюджетное кредитование;
- разрешить заключать долгосрочные соглашения по естественным монополиям с субъектами промышленной деятельности, государственной властью Федерации и регионов, для наиболее энергоемких производств и самых важных для страны инвестиционных проектов;
- в обязательном порядке разработать и утвердить методики ценообразования цен (тарифов) естественных монополий.
6. Анатолий Васильевич, из ваших слов следует, что оздоровление экономики зависит от стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей. Какие меры необходимо предпринять в этом направлении?
Необходимо принять ряд организационных мер с участием региональных и федеральных органов.
Первая из них – это заключение ценовых соглашений, предоставляющих конечному продукту конкурентные преимущества и стимулирующих внутренний спрос. Например:
- согласование цен на цемент, металл, услуги строителей с целью снижения цен на строящееся жилье и увеличение спроса на него;
- согласование цен между металлургами и естественными монополиями (на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки) с целью увеличения конкурентоспособности наших металлов по цене на мировых рынках. Это позволит увеличить потребление услуг самих естественных монополий, а последние получат металлы для осуществления своих проектов по более низким ценам.
Во-вторых – это увеличение потребительского спроса населения. Учитывая невысокий уровень доходов в общей массе населения, необходимо еще раз вернуться к системе кредитования потребительского спроса населения на длительную перспективу, используя опыт США 70-80-х годов. Сегодня система кредитования потребительского спроса не удовлетворяет потребностям населения.
Политика такого кредитования должна предусматривать приемлемый уровень кредитной ставки и сроки погашения кредита, возможность для человека в начале трудовой и семейной жизни получить в кредит:
- жилье;
- автомобиль, причем на более льготных условиях – отечественного производства;
- сложную бытовую технику;
- средства для получения образования.
В-третьих – это развитие инфраструктуры. Эта политика должна включать в себя:
- строительство автомобильных дорог;
- развитие ЖКХ;
- развитие сети железных дорог, производства вагонов и электро-, тепловозов;
- развитие атомной промышленности;
- развитие образования, здравоохранения ( прежде всего, приведение в порядок зданий, сооружений, оснащение современным медицинским оборудованием);
- развитие авиации.
При этом здесь также возможно применение механизмов государственного кредитования в размерах, сопоставимых с кредитами западных банков, на возвратной основе.
Главный вывод из всего выше сказанного: нам необходимо стимулировать потребительский и внутренний рынок, в том числе за счет низких кредитов и доведения курса доллара до 40 руб./долл., что позволит без таможенных процедур ограничить импорт и развивать в стране импортозамещающие производства.
Согласен, что ряд предложений может вызвать споры. Но в любом случае нам следует предпринять все необходимые решения, чтобы обеспечить выживание нашей промышленности.
Председатель Комитета
по промышленной, аграрной политике
и природопользованию ППЗС
Свердловской области Сысоев А.В.