Основные антикризисные меры для сохранения конкурентоспособности горно-металлургического комплекса.
Выступление на международной научно-практической конференции «Государственное регулирование и стратегическое партнерство в горно-металлургическом комплексе», апрель 2009 г.
Уважаемые коллеги!
Накануне в Москве прошла неделя российского бизнеса под эгидой РСПП. В течение недели мы рассмотрели политику в области налогообложения, оздоровления финансового рынка, энергосбережения, проблемы развития промышленности, транспорта и АПК, состояние социального климата в России с учётом финансового кризиса. Также обсуждались антикризисные меры Правительства РФ, проблемы активизации инвестиционной деятельности.
Мы обсуждали возможные меры по стимулированию экономики, в том числе:
- снижение налога на прибыль, снижение НДС или замена его налогом с продаж, увеличение амортизационной премии с 30 до 50%, снижение ставки по упрощенной системе налогообложения в диапазоне с 5-15% до 0 – 10%;
- стимулирование кредитования процессов инновационной деятельности, в частности субсидирование процентных ставок по инвестициям и лизинговым операциям;
- создание системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципе ГЧП.
Также в ходе недели российского бизнеса были рассмотрены проблемы импортозамещения, вопросы и проекты законодательных актов по проблемам энергосбережения.
Можно выделить несколько проблем, осложняющих оздоровление российской экономики:
1.Серьезные проблемы стоят перед нами в вопросе оздоровления финансового рынка. В результате помощи государства и Банка России банковская система сохранена, но действия, которые происходили на финансовом рынке – перевод рублевых средств физлиц, юрлиц и самих банков в валюту – резко сократила рублевую денежную массу в банках. В среднем 40% денежных вкладов сейчас хранится в валюте.
При этом увеличение ставки рефинансирования до 13% и продажа ЦБ рублей банкам под 18,5% привели к росту процентных ставок за кредиты до 20-25% для физических и юридических лиц. Также усилились требования по залоговым обязательствам.
В результате значительная часть заемщиков не может с 2009 года вернуть кредиты, что может привести к их банкротству. Такое состояние финансового рынка резко снижает экономическую активность, особенно в строительстве жилья, в реализации инвестиционных проектов, приводит к сокращению оборотных средств предприятий.
Россия, в части активизации финансового рынка, идет в точности наоборот тому, что необходимо.
Первый квартал 2009 г. был «мертвый» для экономики, в том числе из-за отсутствия средств на кредитование, на оборотные средства и инвестиции.
Мы предлагаем Правительству РФ принять меры по оздоровлению финансового рынка, а именно:
- снизить ставку рефинансирования поэтапно до 8-10%;
- установить цену продаж рублевых средств банкам на уровне 10-12% с целью доведения кредитных ставок до 12-14%;
- пролонгировать на два года просроченные кредитные договора для юридических и физических лиц без возврата основного тела кредита с обязательными платежами процентной ставки за кредит;
- увеличить объемы госгарантий и уточнить порядок предоставления госгарантий;
- принять решение для отдельных отраслей и направлений деятельности о субсидировании процентных кредитных ставок.
2. Необходимо решить проблему опережающего роста тарифов на услуги естественных монополий – в 2-3 раза против инфляции.
Нынешняя законодательная база и методики ценообразования не стимулируют естественные монополии снижать затраты на свои услуги, а потребителя – снижать затраты через снижение тарифов и потребления услуг естественных монополий.
Металлургия России имеет свои особенности и поэтому она переживает кризис особенно остро. Это произошло потому, что мы долгое время не говорили:
- о рынках сбыта;
- о конкурентоспособности;
- о стимулировании внутреннего спроса;
- о «цене денег», доступности кредитов;
- о роли государства для повышения стабильности экономики.
Остановлюсь коротко на каждой проблеме.
Рынки сбыта.
Российская металлургия сориентирована на внешний рынок и долгое время не обращала серьезного внимания на внутренний рынок. Стоило обвалиться мировой экономике – провалились и мы.
Сегодня практически в большинстве стран металлургия закрывает внутренние потребности: так обстоит дело в Китае, США, Европе.
Правительство РФ и металлурги должны принять меры по стимулированию внутреннего спроса. Это решит проблемы, связанные с перепроизводством в мире, и обеспечит рост цен на продукцию.
Необходимо развивать авиацию и судостроение, строительство жилья, форсировать импортозамещение, осуществлять развитие промышленной и социальной инфраструктуры, производства потребительских товаров.
Мы практически не говорим и не думаем о главной проблеме – о рынках сбыта. Помогать надо не металлургам, а отраслям, потребляющим нашу продукцию.
Конкурентоспособность.
Цены на мировом рынке на металлургическую продукцию упали в два раза (с учетом изменения курса доллара – в 1,5 раза). В результате наша продукция по себестоимости оказалась не способной к тому, чтобы быть конкурентоспособной на мировом рынке – особенно в условиях перепроизводства.
Мы последние 10 лет не задумывались о нашей конкурентоспособности, хотя рост тарифов на услуги естественных монополий, опережающий рост зарплаты против производительности труда постепенно лишали нас наших конкурентных преимуществ.
Нам нужны прогнозные расчеты, что нас ждет через 5-10 лет при таких темпах роста тарифов естественных монополий, надо изучать, где наши резервы.
Надо внедрять методики оценки конкурентоспособности, определять причины роста инвестиционных издержек, решать проблемы производительности труда и прогнозирования необходимых объемов инвестиционных средств для обновления оборудования и технологий – для того, чтобы быть конкурентоспособными.
Конкурентоспособность – это проблема, которой нужно системно, научно заниматься.
Проблема стимулирования внутреннего спроса и покрытия этого спроса за счет собственной экономки
В последние годы объем импорта вырос почти в 4 раза. Мы на этот рост никак не реагировали.
Каким образом можно стимулировать внутренний спрос? Прежде всего, за счет доступности дешевых кредитов, импортозамещения, налоговых льгот на производство новых продуктов и создание новых производств.
О роли государства в повышении стабильности экономики.
Считаю, что государственная политика в области стимулирования экономики должно включать следующий набор мер:
- ежегодное планирование экономического развития на три года;
- прогнозирование развития на 5-10 лет и разработка превентивных мер по будущим проблемам;
- расширение функций Правительства в части координации экономики;
- информационное обеспечение реального сектора экономики и выдача соответствующих рекомендаций;
- стимулирование инвестиционной деятельности;
- льготное налогообложение рискового капитала;
- стимулирование выпуска продукции для потребительского рынка;
- стимулирование импортозамещения;
- подготовка ежегодных аналитических исследований конкурентоспособности по всем уровням экономической деятельности: предприятия, регионы, страна.
- стимулирование повышения производительности труда и создание новых рабочих мест.
Кризис должен нас еще многому научить. Поэтому и власти, и бизнесу нужно быстрее учиться.