Основные проблемы социально-экономического развития России и пути их решения. Проект статьи, декабрь 2011 г.
В настоящее время на уровне федерации, Свердловской области, Северного управленческого округа и муниципальных образований активно обсуждается программа «Стратегия 2020». В результате анализа текста Стратегии было выявлено, что в программе не нашли решения системные проблемы, которые требуют системных решений:
1. Формирование рынков сбыта.
Ключевой вопрос для нас – это формирование рынков сбыта, внутреннего спроса на отечественную продукцию. Рынки сбыта – это, по сути дела, рынки труда, от их развития зависит экономический рост, а, следовательно, занятость населения. Необходимо выстраивать отношения между производителями и потребителями, искать рынки сбыта в стране, в регионе, в соседних регионах, внутри муниципальных образований и между ними.
Этому должно способствовать:
- развитие территориальных кластеров, максимальное потребление продукции регионального производства, что снизит транспортные расходы;
- упрощение процедуры получения заказов бюджетных организаций, в том числе региональных и федеральных;
- создание центров информации по спросу и сбыту продукции;
- увеличение бюджетных инвестиций из региональных и федеральных источников, прежде всего, в строительство, развитие инфраструктуры (прежде всего, дорожное строительство) другие отрасли, требующие финансовых вливаний.
2. Модернизация производства и развитие инвестиционного процесса.
Источникам инвестиций на модернизацию являются: амортизация, собственные доходы предприятий и заемные средства (кредиты).
2.1. Амортизационные отчисления. Особенность амортизационных отчислений как источника инвестиций заключается в обязательности их использования именно на обновление основных фондов. В СССР доля амортизационных отчислений в инвестициях составляла до 50%. У нас уже 15-16 лет не переоценивались основные фонды, и с учетом высокой инфляции уровень амортизации упал до 14%.
Необходимо произвести пересчет основных фондов, увеличить коэффициенты амортизации. Для этого необходимо принятие закона «Об амортизационной политике в Российской Федерации», содержащего:
- порядок переоценки финансовых балансов предприятий, что позволит разработать типовую методику переоценки основных фондов;
- многовариантный порядок начисления амортизации, включающий начисление амортизации на первичную стоимость с учетом переоценки основных фондов, использование ускоренной амортизации и амортизационной премии, разрешение предприятиям вводить поправочный коэффициент пересчета норм амортизации и др.;
- контроль за использованием амортизационных средств и запрет их использования не по назначению.
2.2. «Цена денег». Высокая «цена денег» (стоимость заемного капитала) – это фактор, тормозящий инвестиционный процесс, обновление основных фондов и снижающий конкурентоспособность нашей продукции. Нам очень сложно соревноваться с развитыми странами, где ставка рефинансирования очень низкая (в ЕС – 1%, в США – 0,25%, в Японии – 0,1%). В России до недавнего времени она была 10-12%, сегодня - 8%; при такой ставке стоимость кредитов составляет 15- 20%.
Сегодня мы должны системно ставить вопрос о «цене денег» с целью:
- понизить до приемлемого уровня процентные ставки по банковским кредитам;
- снизить требования банков по залоговым обязательствам (сегодня сумма залога фактически составляет 4 к 1 к объему взятого кредита).
3. Проблемы естественных монополий.
3.1. Энергетика и ценообразование тарифов. Сегодня рост тарифов естественных монополий превышает инфляцию в 2-3 раза, что делает предприятия не конкурентоспособными. Поэтому мы ставим вопрос о том, что нам необходимы:
- разработка методики ценообразования тарифов, при которой рост цен на услуги естественных монополий не будет превышать уровень инфляции;
- отмена платы за мощности при формировании энерготарифов;
- возможность свободной «перекачки» электроэнергии из одного региона в другой, прежде всего, из Сибири, где она в 2-3 раза дешевле (это особенно важно для северных территорий, и в частности для Богословского алюминиевого завода).
3.2. Железнодорожные перевозки. Сегодня на железнодорожном транспорте сломана система управления, контроля и отслеживания за парком вагонов. Вследствие этого очень многие предприятия, даже получив деньги, не могут отгрузить продукцию потребителям из-за отсутствия вагонов и несут большие убытки.
Необходимо восстановить управляемость грузоперевозками. В частности должно быть реализовано решение Правительство РФ о передаче около 40% вагонов Первой и Второй грузовых компаний непосредственно ОАО «РЖД».
4. Развитие жилищного строительства.
Анализ современных тенденций в сфере жилищного строительства показывает, что наиболее перспективным направлением решения жилищной проблемы является массовая комплексная застройка участков малоэтажным жильем. В то же время, необходимых условий для массового индивидуального жилищного строительства в регионе не создано, весь строительный комплекс завязан на Екатеринбург, и на остальных территориях жилья строится очень мало.
Для решения данной проблемы необходимо принять комплекс мер, включая:
1) государственное планирование и управление в области строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе развитие поселков малоэтажного жилья и микрорайонов многоэтажного жилья и др.
2) снижение для застройщиков цен на приобретение земли и подключение к инфраструктуре;
3) комплексное проведение всех землеустроительных работ (межевание, разбивка участков, решение вопросов подключения к энергосистемам) за счет создания особой Государственной жилищной корпорации;
4) разработка типовых проектов комплексной застройки жилых массивов;
5) содействие развитию накопительной системы, когда будущие жильцы постепенно накапливают средства на будущее жильё через некоммерческие объединения граждан.
6) активизация мероприятий по реализации закона Свердловской области о бесплатном предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство для отдельных категорий граждан (около 850 тыс. чел)
5. Сохранение и развитие человеческого капитала.
Состояние человеческого капитала определяется:
- численностью работников и состоянием их здоровья.
- профессиональной подготовкой, уровнем образования и квалификации.
5.1. Проблемы здравоохранения и снижения смертности населения. Анализ демографической ситуации в России показывает, что одной из главных причин убыли населения является чрезвычайно высокая смертность людей в трудоспособном возрасте, прежде всего, мужчин. Ежегодно уходит из жизни 500 тысяч трудоспособных мужчин, в то время как в советский период этот показатель составлял 200 тыс.
Меры по сбережению населения должные должны носить комплексный характер и обеспечивать качественное улучшение медицинских услуг, включая:
1. Создание научно-методологического центра мужского здоровья, занимающегося анализом ситуации, разработкой методик профилактики мужского здоровья, координацией действий по всем направлениям, связанным со снижением мужской смертности.
2. На уровне муниципальных образований необходимо создание центров мужского здоровья с целью ранней диагностики и профилактики здоровья мужчин. Эти центры должны быть оснащены самой современной диагностической аппаратурой.
3. Создание сети психологических консультаций в рамках борьбы с негативными последствиями социальных стрессов.
4. Повышение качества медицинских услуг на периферии, модернизация муниципальных учреждений здравоохранения и обеспечение их достаточным количеством врачей, особенно узких специальностей. Приближение высокотехнологичных медицинских услуг к населению на периферии от областных центров хотя бы на расстояние 100-200км.
5. Принятие законодательных решений по развитию промышленной медицины на предприятиях.
6. Активная пропаганда среди населения (в первую очередь, мужского) принципов здорового образа жизни, создание системы обучения людей методам сбережения собственного здоровья.
5.2. Качество человеческого капитала и непрерывное профессиональное образование. Проблема обеспечения наших предприятий квалифицированными кадрами должна решаться не только за счет совершенствования системы первичного профессионального образования, но и за счет развития непрерывного профессионального образования взрослого населения (НПО).
Непрерывное профессиональное обучение взрослых на протяжении всего периода трудовой деятельности обеспечивает восполнение знаний работников, их адаптацию к новым условиям труда. Оно осуществляется на трех уровнях:
предприятие, организация;
специализированные центры подготовки и переподготовки специалистов;
индивидуальное личное обучение.
Различные системы НПО получили большое развитие во всех экономически развитых странах мира. В то же время в России основное внимание уделяется развитию первичного базового профессионального образования, при этом:
§ отсутствуют законодательные акты, определяющие развитие непрерывного профобразования взрослых;
§ нет разработок стандартных процедур;
§ нет организаций, координирующих эти процессы, ведущих научные исследования и обеспечивающих методическими указаниями предприятия.
§ очень сложная и длительная процедура выдачи лицензии на образовательную деятельность.
В связи с выше сказанным, необходимо принять комплекс государственных мер по развитию системы непрерывного профессионального образования (НПО):
1. Принять закон о системе непрерывного профессионального образования взрослого населения. Подготовить концепцию программы развития непрерывного профобразования, периодичности переподготовки и порядка утверждения стандартов обучения, оценки качества квалификации и т.д.
2. В рамках Министерства образования Свердловской области создать департамент по непрерывному профобразованию взрослых для координации и методического управления в системе НПО.
3. Отработать систему финансирования НПО.
4. Провести анализ в потребности центров переподготовки и повышения квалификации для новых профессий, для смены работы, для вторых профессий, для случаев потери рабочего места и смены профессии.
5. Разработать новую систему лицензирования, облегчающую создание учебных центров подготовки и переподготовки кадров на предприятиях.
6. Создать постоянно действующий центр для разработки правовой региональной базы в сфере непрерывного профобразования по повышению квалификации трудовых ресурсов.
6. Развитие АПК и обеспечение продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность в первую очередь подразумевает:
- доступные цены на продовольствие,
- паритет цен между сельхозпроизводителями, переработчиками и розницей.
В развитых странах государственная политика в сфере АПК направлена на обеспечение доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства и реализуется по трем основным направлениям:
- прямое и косвенное субсидирование АПК. В США на прямые субсидии выделяется порядка 50 млрд. долларов, столько же - на косвенные субсидии (бесплатные услуги, предоставляемые государством сельхозпроизводителям);
- меры по поддержке сельских поселений, включающие создание специализированных центров и фондов для их комплексного развития;
- мониторинг и контроль за соотношением цен между розничной торговлей, переработчиками и сельхозпроизводителями, включая установление так называемых объявленных цен на основные виды продукции АПК (если цены на рынке падают, государство доплачивает сельхозпроизводителям разницу).
Нам необходимо в своей работе учитывать мировой опыт и придать работе по поддержке сельского хозяйства в области комплексную направленность.
1. Прямое и косвенное субсидирование АПК должно предусматривать:
- системный подход в вопросе выделения прямых субсидий – на техническое перевооружение, на единицу продукции, на удобрения, семена, ГСМ, электроэнергию.
- внедрение механизмов косвенного субсидирования в виде бесплатных госуслуг, в том числе финансирование консалтинговых и научно-исследовательских работ по эффективному ведению сельского хозяйства.
2. Комплекс программных мер по развитию сельских поселений должен реализовываться в рамках программы «Уральская деревня» и включать в себя развитие системы образования и здравоохранения, создание транспортной инфраструктуры, привлечение на село квалифицированных кадров и т.д.
3. Решение проблемы, связанной с установлением заявленных закупочных цен на год, которая должна решаться посредством долговременных соглашений о соотношении цен между основными участниками рынка сельхозпродукции: сельхозпроизводителями, переработчиками сырья и розничной торговлей.
Правительство должно осуществлять контроль за выполнением соглашения, выявлять тех участников, которые нарушают установленный ценовой паритет.
На сегодняшний день в этой сфере складывается неудовлетворительная ситуация. Розничная торговля в последние годы резко повысила цену на молоко для конечного потребителя – с 22 руб. за литр в 2008 году до, фактически, 40 руб. за литр в настоящее время. В то же время закупочные цены для производителей резко снизились – с 14 руб. за литр в 2008 году до 10-11,5 руб. в 2009-2010 году. В 2011 году эта цена была поднята до 13,5 руб., что, однако, ниже уровня 2008 года.
Поэтому необходимо установить для сельхозпроизводителей такую закупочную цену, которая позволяла бы сельхозпредприятиям быть достаточно доходными для осуществления расширенного воспроизводства.
7. Создание Богословского экономического кластера для комплексного развития северных территорий.
Основаниями для создания Богословского кластера служат:
1. компактное проживание на севере Свердловской области 230 -250 тысяч человек;
2. небольшое расстояние между городами - от 15 км до 35 км;
3. экономическая взаимосвязанность городов, включая:
3.1. наличие общей сырьевой базы (боксит, железо, уголь, золото, сырье для производства стройматериалов);
3.2. наличие в городах агломерации сложившихся производственных цепочек по переработке ресурсов: Североуральск – Краснотурьинск (боксит-глинозем-алюминий), Краснотурьинск – Серов (железная руда - сталь), Волчанск – Краснотурьинск (уголь-производство электроэнергии) и др.
3.3. общий рынок труда;
3.4. сложившийся рынок сбыта продукции (оборот предприятий различных сфер деятельности достигает 120-150 млрд.руб. в год).
4. наличие развитой образовательной базы в городах округа (три филиала университетов, техникумы, лицеи).
Основными направлениями совместного развития должны стать:
1. Развитие энергетической отрасли, включая
- строительство двух или трех блоков электростанций на Ново-Богословской ТЭЦ, на Серовской ГРЭС с общей суммой инвестиций примерно в 28-30 млрд. рублей. Наличие магистральных газопроводов позволяет без больших затрат на транспортировку газа строить эффективные электротепловые станции, избегая проблем для атмосферы городов.
- разработка возможностей для поставки дешевой электроэнергии из Сибири.
Это позволит сформировать на территории мощный энергетический комплекс, создающий условия:
- сохранения и развития электролизного производства на Богословском алюминиевом заводе на новой площадке;
- привлечения в район дополнительных производств, требующих энергоресурсов;
- создания новых рабочих мест.
2.Развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего, завершение строительства автодороги Ивдель - Ханты-Мансийск, позволяющее направить большое количество грузов автомобильным транспортом в районы Югорска, Ивделя, Сургута, Ханты-Мансийска.
3. Совместное развитие других сфер деятельности: (образование, здравоохранение, розничная торговля, отдых и туризм).
4. Выстраивание системы экономических взаимоотношений между крупными предприятиями, малым и средним бизнесом, в том числе, за счет аутсорсинга – передачи предприятиями малому и среднему бизнесу непрофильных видов деятельности на основании долговременных договоров.
Для организации совместной работы необходимо создание на общественных началах Института развития Богословского экономического кластера. Аналитическую работу и подготовку материалов будут выполнять специалисты УрГЭУ.
С целью организации работы института предлагается:
- включить в структуру управления Института развития Богословского промышленного кластера пять сопредседателей: (Федорова В.М., Сысоева А.В., Анисимова В.Ф., Грамматика И.И., Сухова А.П.)
- создать постоянный совет Института на добровольной основе, куда включить представителей промышленности, финансового сектора, энергетической отрасли, малого и среднего бизнеса, науки и образования.
- продумать систему финансирования института.
Необходимо совместными усилиями оценить наши возможности, выработать основные направления развития на 2020-2030 годы в рамках территории и промышленного кластера и совместными усилиями воплощать их в жизнь.