ГлавнаяО президентеСтатьи, выступленияЭкономическая политика → О формировании системных механизмов решения экономических проблем России

О формировании системных механизмов решения экономических проблем России

Изучив материалы предвыборных выступлений премьер-министра России Путина В.В., а также его статью от 30.01.2012 г. «Нам нужна новая экономика», считаю необходимым отметить, что все затронутые в них вопросы подняты правильно и своевременно.

В то же время, сегодня необходимо более четко сформулировать и изложить механизм решения проблем, стоящих перед Россией, и выделить главные звенья экономической цепи, которые достаточно быстро дадут позитивные результаты.

Кроме того, существует ряд проблем, представляющих значительную важность, но пока не обозначенных в предвыборных выступлениях Путина В.В.

1. Формирование рынков сбыта в условиях создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и вхождения России в ВТО.

В настоящее время в нашей стране нет фактически ни одной структуры или института, которые бы целенаправленно занимались вопросами формирования и завоевания рынков сбыта:

·  внутри страны, в том числе в регионах;

· в рамках Таможенного союза;

·  на внешних рынках.

Сегодня отечественная промышленность, (особенно машиностроение и строительная индустрия) имеет показатель освоения проектных мощностей не более чем 50-70% - прежде всего, по причине отсутствия рынков сбыта, вызванного, в первую очередь, снижением инвестиционной активности на предприятиях, падением объемов строительства социальной инфраструктуры и жилья, промышленной инфраструктуры (автомобильных дорог, электростанций и сетевого энергетического хозяйства, газо- и нефтепроводов и т.д.)  

Поэтому на уровне страны, регионов, муниципальных образований должны быть разработаны долговременные программы расширения рынков сбыта, которые способствовали бы росту занятости и числа рабочих мест.

Одним из резервов для развития рынков сбыта является программа импортозамещения и расширения сбыта машиностроительной продукции на внешних рынках, прежде всего, в странах СНГ и развивающихся странах.

Нужна долговременная программа, направленная на развитие рынков сбыта, а, следовательно, увеличение рабочих мест и занятости населения. Из-за недоосвоения проектных мощностей и даже недостижения производственных показателей 2007 г. неэффективно используются производственные мощности, не обеспечивается занятость работников, не растет производительность труда.

Данная программа должна разрабатываться на уровне страны, федеральных округов, регионов, муниципальных образований.

Также должна быть создана специальная структура, которая бы осуществляла мониторинг ситуации, подготовку аналитических материалов и контроль за выполнением программы, а также предоставляла производителям информацию о ситуации в сфере спроса и сбыта, прежде всего, на внутреннем рынке.

Необходимо, в первую очередь, расширять внутренний спрос, особенно в отраслях и сферах деятельности, которые не создают инфляционных проблем: развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инвестиционных процессов в промышленности, в строительстве жилья.

2. Формирование источников капитала с целью модернизации промышленности и экономики в целом.

По этой проблеме должны быть приняты решения системного характера.

Существует три основных источника инвестиций на модернизацию:

·                    собственная прибыль предприятий;

·                    амортизационные отчисления;

·                    заемные средства.

Системные решения должны касаться, в первую очередь, амортизационной политики и «цены денег» (заемных средств).

2.1. Амортизационная политика.

В советское время доля амортизации в себестоимости продукции была 14%, сегодня она составляет 1,5-2%.

В то же время Европа начиная с 50-х годов прошлого века начала активно внедрять в жизнь амортизационную политику. В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в главный инструмент стимулирования экономического роста. Доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций стабильно держится на уровне 70-80%, при этом доля прибыли составляла 5-10%, доля заемных средств – 12-15%.

На Западе все делается с четкой направленностью на усиление инвестиционной активности. Предприниматель вкладывает средства в строительство нового завода и стремится эти деньги за определенный срок вернуть. В этом случае амортизационные отчисления создают стабильный источник средств для постоянной модернизации и обновления производства, дают гарантию того, что и через 10 лет завод будет конкурентоспособен. Если такого источника нет, гораздо проще получить прибыль и через некоторое время закрыть старый завод.

В России в 2007 г. структура инвестиций была прямо противоположной:

·                    амортизационные отчисления – 22,8%;

·                    прибыль – 19,2%;

·                    привлеченные средства со стороны – 54,6% (и это при высокой стоимости заемных денег!).

Неудивительно, что наши предприятия испытывают постоянный инвестиционный голод и высокую степень износа основных фондов.

Амортизационная политика позволяет правильнее вести процесс обновления основного капитала и повышать технический уровень производства, снижает себестоимость продукции, максимизирует прибыль и повышает устойчивость предприятия.

Обновляя основные фонды, мы гарантированно повысим производительность труда, однозначно увеличим прибыльность предприятий. Однако наше государство этого не понимает. Финансисты в Правительстве РФ, по сути дела, считают, что амортизация – это только способ ухода от налога на прибыль.

Однако, если мы хотим ориентироваться не только на сегодняшний день, а планировать развитие на будущее, мы должны активно внедрять амортизационную политику. При этом необходимо четко юридически определить, что эти деньги должны использоваться только на обновление основных фондов.

Модернизация производства без грамотной амортизационной политики невозможна. Поэтому мы должны иметь такую политику.

Таким образом, нам необходимо принятие закона «Об амортизационной политике в Российской Федерации», содержащего:

·                    порядок переоценки финансовых балансов предприятий, что позволит разработать типовую методику переоценки основных фондов;

·                    многовариантный порядок начисления амортизации, включающий начисление амортизации на первичную стоимость с учетом переоценки основных фондов, использование инструментов ускоренной амортизации, активное применение амортизационной премии, разрешение предприятиям вводить поправочный коэффициент пересчета норм амортизации и др.;

·                    контроль за использованием амортизационных средств и запрет их использования не по назначению.

2.2. «Цена денег» (доступность заемного капитала).

Сегодня нам сложно конкурировать с развитыми странами мира, где ставки рефинансирования очень низки – от 0,1% (Япония) до 1% (США). Соответственно, инвестиционные кредиты в этих странах можно брать под 3-5% годовых.

В России ставка рефинансирования составляет 8%, ставка по депозитам в банках – 4-7%; в то время как ставка по кредитам составляет от 12% до 15%.

Следует также отметить, что и в прошлом, и в этом году по ряду крупных банков практически действует запрет на кредитование строительной отрасли и сельского хозяйства.

Кроме того, объем необходимых залоговых обязательств, как правило, в 3-4 раза превышает размер самого кредита, причем методика исчисления размера залога определяется самим банком. Никакой нормативной базы по этому вопросу нет.

Наконец, регламент рассмотрения заявки на получение кредита никем не установлен, вследствие чего время, необходимое на оформление заявки и получение кредита, фактически составляет 180-270 дней.

При таких высоких кредитных ставках и при сроках окупаемости в 5 лет необходимо иметь рентабельность продукции не менее 30-50%, что не реально в условиях кризиса.

Сегодня высокие кредитные ставки практически остановили многие инвестиционные проекты, а в торговле являются одной из ведущих причин роста инфляции на потребительском рынке.

В целом, высокая «цена денег» тормозит обновление основных фондов и не способствует росту конкурентоспособности наших производителей.

Поэтому государству нужно решиться для оживления экономики снизить ставку рефинансирования до 3-4%. В противном случае, никакой модернизации не будет из-за общей неконкурентоспособной финансовой сферы. Наши банки не конкурентоспособны и тянут за собой всю экономику.

Еще одним источником денежных средств для инвестиций может служить  поддержание обоснованного курса доллара по отношению к национальной валюте. Реальный курс доллара с учетом инфляции последних лет должен составлять:

        


оптимальный

фактический

Курс доллара

35 руб.

30,9 руб.

Бивалютная корзина

39 руб.

35,1 руб.

Опыт 1998-2002 гг. показал, что нормальная стоимость бивалютной корзины в этот период защитила нас от импорта и способствовала резкому росту экономики, вследствие чего мы практически рассчитались с госдолгом и заложили в резервные фонды достаточно денежных средств, чтобы пережить нынешний кризис.

В то же время, начиная с 2009 г. стоимость бивалютной корзины снизилась с 37,4 руб. до 35,1 руб., или на 7%, при одновременном показателе инфляции за этот же период 18%.

Сегодня в мире одним из главных источников инвестиций являются экспортные поставки с реальным курсом бивалютной корзины. Именно за счет этого модернизирует свою экономику Китай. Полагаю, что нам следует использовать этот успешный опыт.

3. Естественные монополии и их влияние на экономику.

Одной из главных причин высокой инфляции и неконкурентоспособности нашей экономики являются неуправляемые процессы в рамках естественных монополий в части роста тарифов на их услуги и отсутствия координации деятельности по предоставлению данных услуг.

3.1. Рост энерготарифов. Ежегодно рост тарифов естественных монополий превышает рост инфляции в 2-3 раза. Это не может продолжаться вечно.

За последние пять лет рост тарифов более чем в 2-3 раза превысил показатели 2006-2007 гг., особенно в энергоемких отраслях ( в алюминиевой промышленности в 4 раза, в сельском хозяйстве – в 3 раза).         

При этом сложная и многоступенчатая система обеспечения энергетическими ресурсами (генерирующие компании, Федеральная сетевая компания, Межрегиональные сетевые компании, снабженческие организации) не позволяет потребителям понять, кто является главным виновником роста тарифов.

Инвестиционная составляющая в тарифах растет, а реального ввода в действие энергообъектов нет, как нет и контроля за использованием этих средств. В данной ситуации было бы правильным пересчитать стоимость основных фондов энергообъектов, увеличить норму амортизационных отчислений и направить средства, образующиеся вследствие увеличения амортизационных отчислений, на обновление основных фондов и строительство новых электростанций и сетевых объектов.

В результате ежегодного роста тарифов естественных монополий в январе каждого года все предприятия страны пересчитывают себестоимость продукции и, как следствие, стараются продать продукцию потребителю по более высокой цене. Кому-то это удается, а кто-то вынужден останавливать производство.

Вызванный этим резкий рост инфляции в I квартале каждого года снижается до нормы в III-IV квартале, и этот процесс повторяется ежегодно.

Между тем, во всех развитых странах мира существуют методики ценообразования тарифов, которые не позволяют поднимать цены выше уровня инфляции, что заставляет энергетические компании снижать себестоимость продукции и изыскивать внутренние ресурсы для развития.

В связи с выше сказанным, считаю необходимым:

·              утвердить методику образования тарифов, ограничивающую рост цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции;

·              отменить плату за мощности при формировании энерготарифов;

·              определить паритет цен между генерацией, транспортировкой энергии и сбытовыми организациями.

Выводы: стоимость тарифов на энергоресурсы по ряду отраслей в России значительно превышает уровень тарифов в развитых странах. Дальнейший рост тарифов приведет к неконкурентоспособности многих отраслей промышленности, прежде всего, металлургии и сельского хозяйства.

Поэтому необходимо сделать экспертную оценку последствий роста тарифов на общую конкурентоспособность экономики России.    

3.2. Отсутствие управления в сфере железнодорожных перевозок.             Реформирование системы железнодорожных перевозок привело к появлению более 1400 независимых перевозчиков и, как следствие, отсутствию контроля и координации за использованием вагонного парка.

Это привело к хронической необеспеченности потребителей подвижным железнодорожным составом.

Коэффициент использования вагонов по ряду железных дорог снизился с 68% в 2008 г. до 26% в 2011 году.

Поэтому представляется необходимым создать центр управления вагонным парком при ОАО «РЖД».

4. Проблемы демографии и качества человеческого капитала.

Состояние человеческого капитала определяется:

·                    численностью работников и состоянием их здоровья.

·                    профессиональной подготовкой, уровнем образования и квалификации.

4.1. Проблема воспроизводства трудовых ресурсов.

Человек имеет длительный период созревания от рождения до вхождения в трудовую жизнь – 18-20 лет. В советское время существовала мощная система социальной поддержки и воспитания подрастающего поколения:

·                    бесплатные детские ясли и детсады;

·                    бесплатные школы;

·                    организацией воспитания занималась школа и общественные организации: октябрята, пионеры, комсомол.

·                    бесплатное среднетехническое и высшее образование (с выплатой стипендий);

·                    бесплатная медицина.

Это была цельная выстроенная модель воспроизводства трудовых ресурсов. И по сути дела определенным образом формировался менталитет людей, которые должны были придти на смену работающим.

Сейчас резко увеличилась платность всех услуг, мы практически отказались от бесплатных яслей и детских садов, уходим мы и от бесплатного образования.

В результате на людей в репродуктивном возрасте нагрузка финансовая становится исключительно высокой. Старшему поколению приходится зарабатывать не только на пропитание, но и на весь комплекс затрат, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения - от рождения до получения образования и поступления на работу, т.е. до 18-20 лет. Фактически резко возрастает стоимость всего процесса, связанного с обеспечением биологического созревания и воспитания человека. Поэтому не приходится удивляться тому, что падает рождаемость.

Если мы хотим увеличить рождаемость – государство должно взять значительную часть этой нагрузки на себя.

Нам для нормальной жизни при наших громадных территориях  нужна как можно большая обеспеченность доходами. А доход может создать только человек. Если не будет достаточного количества профессионально подготовленных людей, умеющих и желающих работать, нам никакие экономические модели и теории не помогут.

4.2. Проблемы здравоохранения и снижения смертности населения. Анализ демографической ситуации в России показывает, что одной из главных причин убыли населения является чрезвычайно высокая смертность людей в трудоспособном возрасте, прежде всего, мужчин. Ежегодно уходит из жизни 500 тысяч трудоспособных мужчин, в то время как в советский период этот показатель составлял 200 тыс.

Меры по сбережению населения должные должны носить комплексный характер и обеспечивать качественное улучшение медицинских услуг, включая:

1. Создание научно-методологического центра мужского здоровья, занимающегося анализом ситуации, разработкой методик профилактики мужского здоровья, координацией действий по всем направлениям, связанным со снижением мужской смертности.

2. На уровне муниципальных образований необходимо создание центров мужского здоровья с целью ранней диагностики и профилактики здоровья мужчин. Эти центры должны быть оснащены самой современной диагностической аппаратурой.

3. Создание сети психологических консультаций в рамках борьбы с негативными последствиями социальных стрессов.

4. Повышение качества медицинских услуг на периферии, модернизация муниципальных учреждений здравоохранения и обеспечение их достаточным количеством врачей, особенно узких специальностей. Приближение высокотехнологичных медицинских услуг к населению на периферии от областных центров хотя бы на расстояние 100-200км.

5. Принятие законодательных решений по развитию промышленной медицины на предприятиях.

6. Активная пропаганда среди населения (в первую очередь, мужского) принципов здорового образа жизни, создание системы обучения людей методам сбережения собственного здоровья.

4.3. Качество человеческого капитала и непрерывное профессиональное образование. Проблема обеспечения наших предприятий квалифицированными кадрами должна решаться не только за счет совершенствования системы первичного профессионального образования, но и за счет развития непрерывного профессионального образования взрослого населения (НПО).

Непрерывное профессиональное обучение взрослых на протяжении всего периода трудовой деятельности обеспечивает восполнение знаний работников, их адаптацию к новым условиям труда. Оно осуществляется на трех уровнях:

·  предприятие, организация;

·  специализированные центры подготовки и переподготовки специалистов;

·  индивидуальное личное обучение.

   Различные системы НПО получили большое развитие во всех экономически развитых странах мира. В то же время  в России основное внимание уделяется развитию первичного базового профессионального образования, при этом:

§      отсутствуют законодательные акты, определяющие развитие непрерывного профобразования взрослых;

§      нет разработок стандартных процедур;

§      нет организаций, координирующих эти процессы, ведущих научные исследования и обеспечивающих методическими указаниями предприятия.

§      очень сложная и длительная процедура выдачи лицензии на образовательную деятельность.

   В связи с выше сказанным, необходимо принять комплекс государственных мер по развитию системы непрерывного профессионального образования (НПО):

1.  Принять закон о системе непрерывного профессионального образования взрослого населения. Подготовить концепцию программы развития непрерывного профобразования, периодичности переподготовки и порядка утверждения стандартов обучения, оценки качества квалификации и т.д.

2. В рамках Министерства образования России создать департамент по непрерывному профобразованию взрослых для координации и методического управления в системе НПО.

3. Отработать систему финансирования НПО.

4. Провести анализ в потребности центров переподготовки и повышения квалификации для новых профессий, для смены работы, для вторых профессий, для случаев потери рабочего места и смены профессии.

5. Разработать новую систему лицензирования, облегчающую создание учебных центров подготовки и переподготовки кадров на предприятиях.

6. Создать постоянно действующий центр для разработки правовой региональной базы в сфере непрерывного профобразования по повышению квалификации трудовых ресурсов.

5. Развитие АПК и обеспечение продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность страны в первую очередь подразумевает: 

·                    доступные цены на продовольствие,

·                    паритет цен между сельхозпроизводителями, переработчиками и розницей.

В развитых странах государственная политика в сфере АПК направлена на обеспечение доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства и реализуется по трем основным направлениям:

·                    прямое и косвенное субсидирование АПК. В США на прямые субсидии выделяется порядка 50 млрд. долларов, столько же - на косвенные субсидии (бесплатные услуги, предоставляемые государством сельхозпроизводителям);

·                    меры по поддержке сельских поселений, включающие создание специализированных центров и фондов для их комплексного развития;

·                    мониторинг и контроль за соотношением цен между розничной торговлей, переработчиками и сельхозпроизводителями, включая установление так называемых объявленных цен на основные виды продукции АПК (если цены на рынке падают, государство доплачивает сельхозпроизводителям разницу).

Нам необходимо в своей работе учитывать мировой опыт и придать работе по поддержке сельского хозяйства в области комплексную направленность. 

1. Прямое и косвенное субсидирование АПК должно предусматривать:

·                    системный подход в вопросе выделения прямых субсидий – на техническое перевооружение, на единицу продукции, на удобрения, семена, ГСМ,  электроэнергию.

·                    внедрение механизмов косвенного субсидирования в виде бесплатных госуслуг, в том числе финансирование консалтинговых и научно-исследовательских работ по эффективному ведению сельского хозяйства.

2. Комплекс программных мер по развитию сельских поселений должен реализовываться в рамках государственных программ и включать в себя развитие системы образования и здравоохранения, создание транспортной инфраструктуры, привлечение на село квалифицированных кадров и т.д.

3. Решение проблемы, связанной с установлением заявленных закупочных цен на год, которая должна решаться посредством долговременных соглашений о соотношении цен между основными участниками рынка сельхозпродукции: сельхозпроизводителями, переработчиками сырья и розничной торговлей.

Правительство должно осуществлять контроль за выполнением соглашения, выявлять тех участников, которые нарушают установленный ценовой паритет.

Таким образом, для обеспечения успешной модернизации и развития отечественной экономики необходимо найти решение по целому ряду экономических проблем:

·                    формирование рынков сбыта;

·                    формирование источников инвестиций в промышленность и экономику в целом;

·                    решение проблем, связанных с деятельностью естественных монополий;

·                    создание условий для совершенствования человеческого капитала, его количества и качества;

·                    обеспечение продовольственной безопасности и эффективного развития АПК.

Эти проблемы требуют самого детального изучения с целью принятия по ним системных решений и формирования механизмов  воплощения этих решений в жизнь.

22.06.2017

А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

Сысоев А.В., Вице-президент СОСПП, Председатель Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области...

17.05.2017

Хоккейный клуб «Маяк» подводит итоги сезона 2016-2017

Хоккейный сезон в России, и в Краснотурьинске, в частности, завершен. Для команд хоккейного клуба «Маяк» и ДЮСШ «Маяк» он получился...

16.05.2017

Команда САВИАК на эстафете 9 мая

Комнада САВИАК на традиционной эстафете посвященной Дню Победы показала неплохой результат и заняла 6-е место. Состав команды САВИАК: Недосеков Кирилл (результат...

Группа компании «Савиак»