ГлавнаяО президентеСтатьи, выступленияОтдельные отрасли → «О законодательных основах долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития России, в том числе для внесения инфраструктурных изменений с целью активизации инвестиционной деятельности» (проект доклада, май 2008)

«О законодательных основах долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития России, в том числе для внесения инфраструктурных изменений с целью активизации инвестиционной деятельности» (проект доклада, май 2008)

Термин «инфраструктура» впервые привлек к себе внимание как элемент производственной и социальной деятельности после второй мировой войны, когда начали стремительно возрастать расходы по её созданию из-за общего усложнения производства.

Инфраструктура (infra - под, ниже и structur - строение, подстройка) стало означать совокупность внешних по отношению к рассматриваемому производству отраслей и сооружений.

Именно через понятие инфраструктуры осуществляется сегодня переход от общей, или страновой, промышленной политики к политике региональной.

Общее понятие «инфраструктура» заключает в себе два основных момента:

            - особый тип отношений.

            - наличие особой сетевой системы.

Инфраструктурный тип отношений отличается от отношений кооперации или тех отношений, которые складываются в технологических цепочках. В инфраструктуру не встраиваются – ее используют.

Инфраструктура освобождает от необходимости осуществлять или организовывать определенную деятельность – поскольку это делает другой субъект, который вам представляет то, что нужно, в качестве общедоступного сервиса.

Анализ существующих определений инфраструктуры позволяет выделить несколько ее отраслей:

            - производственную;

            - социальную;

            - институциональную;

            - психообщественную.

Производственная инфраструктура обеспечивает нормальное функционирование основного производства в пределах территории. В ее состав входят:

            - энергообеспечение;

             - генерация;

             - сетевое хозяйство;

            - газификация;

            - развитие железнодорожного и автомобильного транспорта;

            - логистическая сеть;

            - авиаперевозки, порты и т.д.

Социальная инфраструктура это то что обслуживает духовные и материальные потребности человека – образование, здравоохранение, учреждения культуры и т.д.

Институциональная инфраструктура - государственные и негосударственные (финансы, снабжение), научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие институты и учреждения, обслуживающие инвестиционные проекты.

В наибольшей степени интересующая нас производственная инфраструктура связывает производство, с одной стороны, с ресурсами, а с другой – с рынками сбыта. При этом достаточно развитая инфраструктура позволяет диверсифицировать риски поставок и сбыта.

С точки зрения пользователя, инфраструктура – это просто множество расположенных в разных местах однотипных терминалов ( мест «подключения»), в которых по определенным правилам (регламенту) за определенную плату (тариф) можно получить стандартную услугу (энергоснабженческую, торговую, образовательную, транспортную, банковскую и т.д.).

При этом должны быть четко обозначены узлы пропускной способности (мощность), наличие магистральных и распределительных линий и т.д.

Таким образом, наличие развитой инфраструктуры крайне необходимо для успешной реализации любых инвестиционных проектов. Любая территория экономически выигрывает от наличия развитой инфраструктурной сети. Если кто-либо приходит на территорию региона и начинает инвестиционный проект – ему достаточно подключиться к существующей инфраструктурной сети и начать производство, не тратя на ее создание свои средства. 

Отсюда можно сделать вывод, что хаотично, без определенного планирования и прогнозирования, инфраструктуру не создать – либо она будет неэффективна.

Развитие инфраструктуры должно находиться в тесной зависимости с общими перспективами развития производительных сил страны. Поэтому оно должно стать важнейшим элементом общей системы планирования и прогнозирования нашего социально-экономического развития.

Таким образом, для создания эффективной инфраструктуры необходимо на уровне государства и регионов создать такую систему прогнозирования, которая позволила бы разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы, выполненные в определенной последовательности и сбалансированные по потребностям будущих периодов.

В настоящее время решение этой проблемы находится на начальном этапе. Состояние отечественного законодательства в области планирования и прогнозирования характеризуется значительными недостатками и проблемами:

- разработка большинства прогнозных и плановых документов производится на основании отдельных решений различных участников стратегического планирования – Президента РФ, Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий;

- отсутствует единый законодательный акт, который бы упорядочил процесс принятия решений о разработке стратегических документов, обеспечил согласованность действий участников стратегического планирования;

- нормы действующего законодательства Российской Федерации и субъектов РФ в области планирования и прогнозирования социально-экономического развития в условиях произошедшего разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ не согласованы между собой, отсутствуют единые подходы к процессу стратегического планирования;

 - отсутствуют нормативно закрепленные единые процедуры и требования к содержанию документов государственного стратегического планирования социально-экономического развития РФ, аналогичные процедурам и требованиям, предусмотренным бюджетным законодательством РФ при планировании расходных обязательств.

          

Между тем, механизмы и инструменты стратегического планирования активно используются во многих развитых странах. Особенно актуальны используемые в этих странах механизмы сопряжения стратегических приоритетов со стороны государства и корпоративного сектора.

В США в настоящее время действует система стратегического планирования, которая включает в себя элементы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Стратегические среднесрочные и годовые планы служат основой для принятия окончательных решений о выделении бюджетных средств различным органам власти.

Информационно-аналитическое обеспечение этой деятельности обеспечивает бюро экономического анализа, входящее в состав министерства торговли США. Его главная цель – подготовка предложений по решению экономических проблем. Бюро выполняет исследования по проблемам экономического развития, в частности о влиянии на развитие экономики в целом, изменений в ее отдельных секторах.

Во Франции в рамках стратегического планирования активно используются методы целевого программного планирования. В стране действует Органический закон о финансовом законодательстве, предполагающий переход к распределению бюджетных ассигнований не только по  статьям расходов, но и по целевым направлениям и финансирование государственных институтов в соответствии с предполагаемыми результатами их деятельности.

В Германии различные федеральные министерства и ведомства разрабатывают свои прогнозы (стратегии), которые используются в бюджетном планировании и служат основанием для бюджетных заявок бюджетополучателей.

В Великобритании хорошо развито научное прогнозирование. Кроме того, широко распространено макроэкономическое прогнозирование с горизонтом планирования 5-6 лет.

Таким образом, долговременное планирование и прогнозирование – это общераспространенная мировая практика, обеспечивающая успешное экономическое развитие.

           

В настоящее время и в нашей стране государственная власть и бизнес осознали необходимость создания системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития, обусловленного потребностью в принятии долгосрочных решений в экономической, социальной, оборонной, технологической, инфраструктурной, демографической и других сферах.

Понятие «государственное стратегическое планирование» в себя три основных элемента:

прогнозирование социально-экономического развития, т.е. разработка научно обоснованных представлений о направлениях и результатах развития страны, регионов, муниципальных образований и определению параметров этого развития;

 - программно-целевое планирование – определение целей социально-экономического развития, приоритетов социально-экономической политики и формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей и приоритетов;

 - стратегический контроль,  подразумевающий мониторинг социально-экономического развития, его соответствия разработанным прогнозам и планам, оценку решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования.

Использование механизмов и инструментов государственного стратегического планирования призвано согласовать процедуры выработки и реализации текущих задач социально-экономического развития в РФ с вопросами безопасности, долгосрочной экономической стабильности, обеспечить финансовую сбалансированность принимаемых решений и их увязку с бюджетными процессами.

Необходимость стратегического планирования давно осознана на региональном уровне. В ряде субъектов РФ на настоящий момент:

            - образованы специальные органы, занимающиеся вопросами государственного стратегического планирования;

            - разработаны методические документы по обеспечению процесса государственного стратегического планирования;

            - приняты законы о прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития территорий.

В то же время, необходим федеральный закон, который должен стать правовой основой для разработки, построения и функционирования общегосударственной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития.

Этот закон должен стать базой, определяющей перспективы развития регионов, муниципальных образований и частного бизнеса.

В последнее время и в этом вопросе процесс сдвинулся с мертвой точки. В Правительстве РФ ведется разработка проекта Федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации».

Целями разработки законопроекта являются:

            - законодательное закрепление системы государственного стратегического планирования;

            - создание единой системы правоотношений в рамках процесса государственного стратегического планирования;

            - определение участников процесса государственного стратегического планирования и распределение их полномочий в системе государственного стратегического планирования;

            - увязка принимаемых в процессе государственного стратегического планирования решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Основными задачами разработки законопроекта являются:

            - выработка единого подхода к организации системы государственного стратегического планирования, обеспечивающего эффективное взаимодействие участников процесса государственного стратегического планирования в рамках реализации целей государственной политики;

            - регламентация процедур государственного стратегического планирования;

            - определение порядка разработки и утверждения документов государственного стратегического планирования;

            - упорядочение инструментов системы государственного стратегического планирования.

Законопроект определяет три уровня участников государственного стратегического планирования.

На федеральном уровне – это Президент РФ, Совет безопасности РФ, Счетная палата РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и другие организации государственной власти.

На региональном уровне – это высшее должностное лицо субъекта РФ, высший орган исполнительной власти субъекта РФ, исполнительные и иные органы государственной власти субъекта РФ.

На местном уровне -  это органы местного самоуправления, осуществляющие разработку планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

В законопроекте будут закреплены полномочия каждого участника процесса государственного стратегического планирования в Российской Федерации.

В случае принятия законопроекта участники процесса государственного стратегического планирования будут обязаны:

            - использовать механизмы государственного стратегического планирования, устанавливаемые законопроектом в зависимости от уровня управления;

            - обеспечить взаимоувязку и соподчиненность используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой и между различными уровнями власти;

            - осуществлять стратегический контроль процесса государственного стратегического планирования.

Предусматривается, что проект федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации» будет включать в себя следующие основные разделы:

            - полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере государственного стратегического планирования;

            - система и принципы государственного стратегического планирования социально-экономического развития;

            - классификация целей социально-экономического развития РФ;

            - основы разработки документов государственного стратегического планирования социально-экономического развития;

            - государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ;

            - долгосрочное планирование социально-экономического развития РФ;

            - государственное стратегическое планирование в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

            - стратегический контроль;

            - полномочия участников процесса государственного стратегического планирования социально-экономического развития;

           

Таким образом, закон «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации» в случае его принятия будет иметь важные позитивные социально-экономические, юридические и политические последствия для развития страны.

В то же время представляется, что конкретные направления стратегического планирования и прогнозирования, в частности, вопросы развития инфраструктуры, нуждаются в дальнейшей детализации и конкретизации.

           

В связи с этим, можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Сформулировать более четкое определение понятия «инфраструктура», расширив его содержание с учетом разнообразия видов инфраструктуры и дав исчерпывающую характеристику входящих в нее элементов.

            Определить виды и элементы инфраструктуры, которые будут создаваться и развиваться за счет бюджетных средств, на основе государственно-частного партнерства и за счет средств частного капитала.

                Уделить более пристальное внимание формированию следующих видов инфраструктуры: производственной (энергетика, транспорт и т.д.), социальной (образование, здравоохранение и т.д.), институциональной (государственные проектно-сметные, инвестиционные и прочие учреждения).

2. Развитие инфраструктуры невозможно без проведения анализа ее состояния и перспектив и, в целом, без осуществления долговременного планирования и прогнозирования социально-экономического развития на уровне Российской Федерации, региона и муниципальных образований.

В связи с этим, с целью законодательного обеспечения процесса социально-экономического планирования и прогнозирования, необходимо разработать и принять законодательные акты, обеспечивающие проведение прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации на долговременной основе, а именно:

            - принять федеральный закон «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации»;

            - разработать и принять иные законодательные, подзаконные и нормативно-методические акты по различным направлениям долговременного планирования и прогнозирования, в том числе, по вопросам развития инфраструктуры.

                       

3. Утвердить понятие «государственное стратегическое прогнозирование и планирование», включив в него следующие основные элементы:

            - прогнозирование и планирование социально-экономического развития;

            - программно-целевое планирование (определение целей и сроков их достижения);

            - стратегический контроль (мониторинг и оценка решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования).

4. Законодательно определить участников государственного стратегического планирования на уровне Российской Федерации, регионов и местного самоуправления, их функции и полномочия.

5. Разработать научно-обоснованные методы анализа состояния и потребностей развития инфраструктуры с точки зрения ее эффективности, достаточности и доступности для потребителя с учетом решаемых социально-экономических задач на уровне государства и регионов.

6. Создать институциональные учреждения для анализа, разработки первичных документов, мониторинга всех этапов долговременного прогнозирования, в том числе, по вопросам развития инфраструктуры, и оценки его результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с участием частно-корпоративного сектора.

7. Сформировать нормативную и организационную базу, обеспечивающую совместное партнерское участие государства и бизнеса в реализации важнейших инвестиционных проектов, прежде всего, в сфере развития инфраструктуры.

В конечном счете, именно грамотное планирование и прогнозирование развития инфраструктуры обеспечит эффективность реализуемых в нашей стране инвестиционных проектов, а, следовательно, успешность долговременного социально-экономического развития России.

12.04.2018

Вручение лучшим студентам стипендий Фонда Анатолия Васильевича Сысоева

10 апреля 2018 года в Краснотурьинском индустриальном колледже состоялась церемония вручения сертификатов на получение именных стипендий из Фонда Анатолия Васильeвича...

15.03.2018

Доклад А.В.Сысоева на совместном заседании Комитета СОСПП

Доклад на совместном заседании Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями и Общественного Совета при Министерстве промышленности и науки...

02.03.2018

Отчет о работе Фонда А.В.Сысоева по социальной поддержке и стипендиальному обеспечению молодежи в 2017 году

Фонд был создан в 2004 году и своей задачей ставит поддержку талантливой молодежи и усиление социальной защищенности студентов, поощрение их...

Группа компании «Савиак»