ГлавнаяО президентеСтатьи, выступленияОтдельные отрасли → Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства и перспективы его использования для развития отечественного АПК.

Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства и перспективы его использования для развития отечественного АПК.

Выступление на заседание Комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС Свердловской области, июль 2011 года.

Главной целью государственной политики, направленной на поддержку сельскохозяйственного производства, является обеспечение продовольственной безопасности, которая включает в себя:

 

            - гарантированное обеспечение населения страны продовольствием по доступным ценам;

            - недопущение резких скачков цен на продовольствие, которые имели бы серьезные негативные последствия для социальной ситуации в любой стране.

Основная задача государственного регулирования развития АПКобеспечение доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства.  

Именно на это направлена экономическая политика развитых стран в сфере сельскохозяйственного производства.

1. Государственное финансирование по поддержке сельского хозяйства в ряде развитых государств превышает стоимость произведенного продукта в 1,5-2 раза.

2. Существует прямое и косвенное госсубсидирование АПК:

Прямое:      

  • компенсационные платежи
  • платежи при ущербе от стихийных бедствий
  • платежи при реорганизации производства(выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота)

Косвенное: 

  • ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт проловольствия;
  • компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства, субсидии на удобрения, ядохимикаты, на закупку кормов, на выплату процентов по кредитам, выплаты по страхованию имущества.

§             содействие развитию рынка;

· содействие развитию производственной инфраструктуры, включая:

 - строительство производственных помещений;

 - рекультивация земли

 - содействие созданию фермерских объединений.

3. Бюджетные средства выделяются на программы:

  • сельскохозяйственные исследования
  • организация маркетинга и информация о рынках и ценах
  • кредитование
  • поддержка цен, компенсационные платежи;
  • поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов
  • субсидирование продовольствия
  • экспортные субсидии
  • поддержку сельских поселений
  • международная продовольственная помощь

4.  В структуре расходов федерального бюджета главными являются два направления:

·        программа стабилизации доходов фермеров (60% бюджетных расходов)

·        программа сельхозисследований и обслуживания науки.

5.  Основное содержание госрегулирования АПК:

·                   платежи из бюджета

·                   компенсации издержек производства

·                   поддержка цен

·                   субсидии на совершенствование производственной структуры

·                   разработка и поддержка различных программ

           

6. Широко применяется планирование как метод госрегулирования по следующим направлениям:

·                   обеспечение продовольственной безопасности;

·                   формирование и поддержка уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

·                   защита окружающей среды;

·                   профилактика болезней растений и животных

·                   таможенное регулирование;

·                   развитие непроизводственной инфраструктуры:

                                          - дороги

                                          - электрификация;

                                          - газификация;

                                          - телекоммуникации;

                                          - образование, здравоохранение.

7. Осуществляется содействие развитию рынка путем выделения госсредств на разработку и осуществление рыночных программ.

8. В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен.

Система государственного регулирования цен включает в себя:

  • установление верхних и нижних цен и установление условной цены, поддерживаемой государством;
  • скупку нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

9. В рамках господдержки АПК существует два вида цен:

            - целевые (гарантированные цены), которые гарантируют уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат.

Рыночные цены могут быть выше, ниже или на уровне целевых цен. В конце года фермерам выплачивается разница между целевой и рыночной ценой.

Необходимо определить уровень целевой цены для самофинансирования АПК с расширенным воспроизводством.

 

            - залоговые цены, по которым фермер сдает под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены.

В Европе на высоком уровне устанавливаются целевые цены, гарантирующие доходы сельхозпроизводителей

Так в Финляндии существуют:

§   целевые цены - устанавливаются для лучших и худших регионов;

§      дотационные – продукция, идущая на экспорт

§      дополнительные

Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки в Европе фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%.

Существует оперативное слежение за динамикой цен:

·        на средства производства;

·        издержки и доходы в сельском хозяйстве

·        цены на конечную продукцию;

·        услуги АПК.

Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии − 70, в России − лишь 3,5%.

В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.

Доля расходов на АПК в бюджете        США – 4,8%

Меры по поддержке АПК в развитых странах

Франция: органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В совет входят представители:

  • Минфина;
  • Министерства промышленности
  • Минсельхоза
  • сферы переработки
  • сферы реализации продовольствия
  • сферы АПК.

В компетенцию Совета входят: зерно, молочная продукция, сахар, масленичные растения.

Работает также система сельхозпалат и профессиональные союзы.

Они ведут переговоры и подписывают соглашения с Правительством по вопросам:

      - объема производства сельхозпродукции;

      - цен на продовольствие, касающихся доходов фермеров.

 

Германия: Принят закон о сельском хозяйстве, где закреплены:

·                   основы аграрной политики

·                   конкретные политические средства ее осуществления

Регулируется торговля, кредитная политика, ценовая политика.

США: есть программа «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой идет до 50% всех бюджетных ассигнований в АПК.

В нее входят подпрограммы:

  • «страхование урожая»
  • «сельхозкредит»
  • «государственная программа поддержки цен»

Венгрия – гарантированные цены, по которым государство обязано закупать продовольствие

Англия: имеется большое количество услуг для АПК:

·        сервисные

·        маркетинговые

·        консультационные

·        внешний менеджмент

·        подготовка квалифицированного менеджмента

Во всех странах Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Есть общая Европейская политика, но страны имеют право участвовать в финансировании следующих направлений:

·       меры по качеству;

·       ветеринарный надзор;

·       внедрение новой техники;

·       охрана природы;

·       стимулирование проблемных территорий;

·       обеспечение минимального уровня доходов мелких хозяйств.

            Политика в сфере АПК включает в себя:

·  организация рынков сбыта;

·  поддержание фермерских доходов;

·  реализация излишней продукции.

На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10- 30% аграрных бюджетов.

На модернизацию сельхозпроизводства направляется до 1/3 аграрных бюджетов.

Как мы видим,  для обеспечения доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства необходимо:

1.  Установление на год целевых цен, гарантирующих уровень доходов для самофинансирования расширенного воспроизводства со средним или ниже уровнем затрат и покрытия разницы в конце года между целевой и рыночной ценой за счет бюджета и приведения к так называемой гарантированной цене

3. Установление залоговых цен. Покупка государством по залоговым ценам с последующим выкупом продукции в случае увеличения рыночных цен.

Из анализа системы мер по поддержке сельского хозяйства, принятых в развитых странах, можно сделать следующие выводы.

В этой системе всегда присутствуют три основных составляющих:

Первая составляющая - это субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства. Эти субсидии могут быть как прямыми, так и косвенными.

Прямые – это субсидии на единицу продукции и на 1 гектар пашни.

Косвенные включают в себя покрытие ряда издержек, связанных с развитием сельского хозяйства (процентные ставки по кредитам, субсидии на закупку минеральных удобрений, ГСМ, семян, транспортные расходы);

Сюда же входят большие затраты, связанные с консалтинговыми, научно-исследовательскими услугами.

Вторая составляющая – это меры по поддержке сельских поселений, включающие создание специализированных центров и фондов для их комплексного развития.

Третья и главная составляющая – это увязка проблемы субсидий и проблемы мониторинга и контроля за соотношением цен между розничной торговлей, переработчиками и сельхозпроизводителями.

Осуществляется действенный контроль за тем, чтобы закупочные цены для сельхозпроизводителей:

  • были стабильны на длительный срок,
  • обеспечивали достаточную доходность фермеров, которая позволяла бы обеспечить самофинансирование расширенного воспроизводства сельхозпродукции.

Все эти направления поддержки АПК выстраиваются на основе законов, имеют долговременную программу и содержат долговременные стимулы для поддержания сельскохозяйственного производства на достаточно высоком уровне.

Главная цель всех этих мер – обеспечение стабильных цен для потребителей и доступности продовольствия для большинства населения.

 

Нам необходимо в своей работе учитывать мировой опыт.

Работе по поддержке сельского хозяйства в Свердловской области должна быть придана определенная комплексная направленность. 

Эта работа должна охватывать три  важнейших компонента.

1. Прямое и косвенное субсидирование АПК, включая:

§     субсидии на техническое перевооружение (уборочная техника, механизированные коровники и др.). Ежегодный объем этих субсидий должен быть не менее 1 млрд. руб.;

§     меры по компенсации расходов, вызванных ростом цен на электроэнергию, удобрения, семена, ГСМ, транспорт и др.;

§     финансирование консалтинговых и научно-исследовательских работ, которые дают рекомендации крестьянам, как более грамотно и эффективно вести сельское хозяйство.

Эти субсидии:

·   должны быть долговременными, т.е. не должны меняться в зависимости от изменения политического курса в регионе.

·   основываться на соотношении применительно к объемам товарной продукции.

Также все вопросы, связанные с субсидированием сельского хозяйства, должны быть максимально прозрачными.

2. Комплекс программных мер по развитию сельских поселений.  

Нам необходимо, обеспечить нормальные условия жизни в сельских поселениях.

Эта работа должна включать в себя:

  • развитие системы образования и здравоохранения на селе;
  • создание транспортной инфраструктуры, включая ремонт дорог внутри поселений и подъездных путей, в том числе тех, по которым осуществляется доставка техники к местам уборки урожая;
  • обеспечение необходимыми товарами и продуктами.

Объемы финансовой поддержки этих мер должны быть привязаны к каким-то определенным постоянным величинам, чтобы они не становились предметом ежегодного торга.

3. Решение проблемы, связанной с установлением заявленных закупочных цен на год.

Эту проблему можно решить путем заключения долговременных соглашений о соотношении цен между основными участниками рынка сельскохозяйственной продукции: сельхозпроизводителями, переработчиками сырья и розничной торговле.

Соглашение должно заключаться по итогам серьезного переговорного процесса между тремя сторонами.

При этом Правительство Свердловской области должно осуществлять контроль за выполнением соглашения, выявлять и называть тех участников, которые нарушают установленный ценовой паритет.

Поскольку у нас в области особенно развито молочное производство, то именно вопросы установления закупочных цен на молоко нам необходимо регулировать в первую очередь.

На сегодняшний день в этой сфере складывается неудовлетворительная ситуация:

·   розничная торговля в последние годы резко повысила цену на молоко для конечного потребителя – с 22 руб. за литр в 2008 году до, фактически, 40 руб. за литр в настоящее время.

·  в то же время закупочные цены для производителей резко снизились – с 14 руб. за литр в 2008 году до 10-11,5 руб. в 2009-2010 году. В 2011 году эта цена была поднята до 13,5 руб., что, однако, ниже уровня 2008 года.

·  что касается цены на молоко для переработчиков, здесь мы не располагаем вообще никакими данными.

Поэтому нам необходимо установить для сельхозпроизводителей такую закупочную цену, которая позволяла бы сельхозпредприятиям быть достаточно доходными для осуществления расширенного воспроизводства.

В целом должны быть законодательно утверждены приоритеты развития аграрно-промышленного комплекса Свердловской области. Они должны быть долговременными и при этом учитывать неизбежные перепады в сельскохозяйственном производстве, связанные, в том числе, с засухой и неурожаем.

Только таким образом можно надеяться, что мы гарантируем себе продовольственную безопасность, обеспечим расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции и создадим нормальные условия жизни для 650 тыс. граждан, которые у нас сегодня проживают на селе.

22.06.2017

А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

Сысоев А.В., Вице-президент СОСПП, Председатель Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области...

17.05.2017

Хоккейный клуб «Маяк» подводит итоги сезона 2016-2017

Хоккейный сезон в России, и в Краснотурьинске, в частности, завершен. Для команд хоккейного клуба «Маяк» и ДЮСШ «Маяк» он получился...

16.05.2017

Команда САВИАК на эстафете 9 мая

Комнада САВИАК на традиционной эстафете посвященной Дню Победы показала неплохой результат и заняла 6-е место. Состав команды САВИАК: Недосеков Кирилл (результат...

Группа компании «Савиак»