О мерах по развитию строительного комплекса и производства стройматериалов в Свердловской области
Письмо в адрес Губернатора Свердловской области Мишарина А.С., сентябрь 2010 г (с сокращениями)
Свердловская область обладает мощным строительным комплексом, который включает как строительные организации, так и производство строительных материалов.
№№ пп |
Вид деятельности |
Объем производства в год |
1. |
Производство сборного железобетона (28 предприятий) |
на объем жилья 1, 2 млн. м 2 |
2. |
Производство цемента (2 завода) |
более 3, 2 млн.т. |
3. |
Производство стеновых материалов |
|
3.1. |
Производство строительного кирпича (11 заводов) |
470 млн. шт.ук. |
3.2. |
Производство стеновых блоков из ячеистого бетона (2 предприятия) |
506 млн. шт.ук. |
4. |
Мощное производство теплоизоляционных материалов |
742 тыс. м3 |
Значительная доля строительных материалов ранее поступала на север, прежде всего, в Тюменскую область. В связи с резким сокращением строительства - как промышленного, так и жилого, а также объектов социальной инфраструктуры - объемы спроса на строительные материалы резко сократились. Новое жилье не закладывается. По оценкам специалистов объем незавершенного строительства по жилью на 01.01.2009г. составлял около 3,5 млн. м2, сейчас – не более 1,5 млн. м2.
При такой динамике в ближайшие 2-3 года ожидается резкое падение ввода жилья. Вследствие этого, наметилось перепроизводство строительных материалов, и половина предприятий отрасли находится в сложном финансовом положении.
Также на сегодняшний день выстроилась целая система перекупщиков строительных материалов, кирпича и изделий ЖБИ, которая диктует цены на рынке, практически вынуждая продавать продукцию ниже себестоимости или останавливать производство.
Если не принять мер, стимулирующих строительство жилья, то в ближайшее время мы можем потерять значительную часть стройиндустрии, а другие регионы будут со временем создавать свои предприятия по производству стройматериалов.
Считаю, что следует провести оперативное совещание по проблемам строительной отрасли и производства строительных материалов и принять решения по устранению причин, которые делают отрасль неэффективной и не позволяют населению покупать жилье из-за недостатка средств, в том числе, в связи с высоким уровнем цен на жилье.
На сегодняшний день сложилось следующее положение дел в сфере строительства жилья:
1. В июле 2010 г. Министерство экономического развития РФ обнародовало доклад «О состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в РФ в 2009 году». В нем приводятся данные исследования «Ведение бизнеса», проведенного Всемирным Банком касательно конкурентной среды в различных странах. Согласно итоговому рейтингу исследования, Россия в 2008 г. занимала 106 место из 180 стран, включенных в рейтинг, в 2009 г. – 120 место.
Например, процедура получения разрешения на строительство в нашей стране следующим образом отличается от европейских норм:
№№ пп |
Показатель |
Россия |
Европа | |
2009 |
2010 | |||
1 |
Количество процедур |
54 |
54 |
15,1 |
2. |
Сроки (дни) |
704 |
704 |
157 |
3. |
Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) |
3788 |
2140 |
56,1 |
Свердловская область – не исключение. В связи с этим, необходимо сделать юридический аудит целесообразности таких затрат и времени на получение разрешения на строительство.
2. Загрузка заводов ЖБИ –
2007 |
2008 |
2009 |
80% |
50% |
30% |
Загрузка кирпичных заводов находится на этом же уровне.
3. Количество незавершенного жилищного строительства.
на 01.01.2009г. – 3, 5 млн. м2
на 01.01.2010г. – 1, 5 млн. м2
на 01.01.2011г. ожидается 1 млн. м2.
Новых зданий в массовом масштабе не закладывается.
4. Ожидается провал строительства жилья в 2011-2013 гг., если в 2010-2011 гг. не будут приняты необходимые меры.
5. Не отработан механизм привлечения средств населения на строительство жилья. Наблюдается фактическое отсутствие реальных механизмов привлечения средств населения, за исключением ипотеки и долевого участия, которые могут «потянуть» максимум 15-20% нуждающихся в жилье.
Сегодня существует несколько видов источников привлечения денежных средств в строительство и способов строительства жилья.
1. свободная продажа
2. ипотека
3. долевое участие
4. доходные дома
5. накопительная система
6. социальное жилье (военное) и предоставляемое определенным категориям граждан по закону.
7. частное домостроение
Сегодня нет ясности, какую долю имеет каждый источник в общем объеме строительства, что мешает привлечь деньги населения, и как привлечь деньги населения к решению этой проблемы.
6. Очень серьезной является проблема начала строительства жилья, которая включает в себя:
· Приобретение земли;
· Подключение к инфраструктуре (энергетика, газ, вода, канализация). Строители фактически безвозмездно вкладывают средства в развитие частных компаний, которые потом им же и продают свои услуги.
Себестоимость жилья возможно обеспечить на уровне 20-25 тыс.руб. на 1м2, но доля в себестоимости покупки земли на аукционе и условия подключения к энергетике и коммунальным услугам доводит себестоимость до 40-50 тыс.руб./м2. Фактически государство своими решениями увеличивает себестоимость жилья на 25-30 тыс./м2.
Необходимо ограничить влияние этих факторов на себестоимость жилья.
Предложения:
1. Снять препоны по строительству жилья:
Установить предельные цены в себестоимости жилья
· Выделение земли – не более 2 тыс. руб./ м2 жилья. В настоящее время мы имеем высокие стартовые ставки на аукционах по продаже земли (то, что фактически не позволяет проводить их последние два года), а также неподъемные условия аренды земельных участков.
· Подключение к энергоресурсам - не более 3,5 тыс. руб./ м2 жилья (плата только за технологическое подключение к сетям). Сегодня существует двойная оплата за подключение к энергоносителям с параллельной оплатой за технические условия сетей и работ с целью развития инфраструктуры.
· Выделить при каждом городе участки для частной застройки и проведения всех землеустроительных работ: межевание, разбивка участков, решение вопросов подключения к энергосистемам силами особой Госкорпорации и реализация участков по приемлемым ценам для частного домостроения.
2. Решить технические и процедурные вопросы.
Изменить для частного домостроения коэффициент теплопроводности с 3,4 до 1,7, что позволит резко уменьшить стоимость строительства жилья. Стена из кирпича будет не 1, 4 м, а 0,7 м; и это даст толчок росту потребления строительного кирпича и работу нашим предприятиям.
Необходимо в этом случае усилить теплоизоляцию через оконные проемы, двери, подвальные помещения, крыши. Стены вполне соответствуют нормальной теплоизоляции при коэффициенте 1,7. (Кстати, строительная отрасль Белоруссии работает именно при коэффициенте теплопроводности 1, 7). В связи с этим необходим типовой проект и требования по теплоизоляции не только к стенам, но и другим элементам дома.
3. Выпустить Постановление Правительства Свердловской области об отмене трёхслойной системы строительства жилья, которая включает:
· наружную облицовку
· утеплитель
· пеноблок.
В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская область) провели обследование 51 здания, построенных по этой системе 7 лет назад. В результате пришли к выводу, что на 19 домах надо перекладывать наружные стены из-за необратимых изменений, а на остальных наблюдается резкое ухудшение теплопроводности здания.
В ряде регионов выпущены Правительственные Постановления о запрещении использования в строительстве жилья системы трехслойной стены из облицовочного материала, утеплителя и блоков ячеистого бетона.
В связи с эти, требуются новые типовые решения по наружной стене, в т.ч. с использованием строительного обожженного кирпича или поризованного кирпича.
4. Необходимо выработать на уровне Уральского федерального округа политику в сфере производства строительных материалов для того, чтобы не создавать условия для их перепроизводства, возможно на базе общей договоренности по развитию строительного комплекса в рамках взаимовыгодных коммерческих отношений между участниками рынка.
5. Необходимо отдельно провести совещание с грузоперевозчиками, осуществляющими доставку строительных материалов, и оценить объективность их предложений о росте цен на услуги железнодорожного транспорта в 1, 6 раз начиная с IV квартала 2010г.
6. Сделать упор, в первую очередь, на развитие накопительной системы – когда будущие жильцы постепенно накапливают средства на будущее жильё через некоммерческие объединения граждан. Контролировать движение средств будут попечительские советы объединений и государство в лице новой структуры – Государственной жилищной корпорации (кстати, идея её создания обсуждается уже несколько лет).
7. Выполнение работы по определению кадастровой стоимости земли в 2008 г. привело к резкому – в 3-6 раз – увеличению этой самой стоимости, прежде всего, для тех предприятий, которые выкупили землю. В 2009 и 2010 гг. стоимость платы за землю составила 24 руб./м2 для собственников земли (уплата налогов) и 1,2 руб./м2 для арендаторов земли.
В настоящее время идет актуализация кадастровой стоимости земли. Но даже сейчас, по предварительной оценке, стоимость земли, находящейся под основными фондами предприятий, превышает стоимость самих основных фондов в 2-3 раза.
Сама по себе земля, находящаяся под жильем и предприятиями, не дает добавочного продукта, но является элементом спекуляции и служит тормозом для развития строительства жилья и строительства промышленных предприятий, делая их неконкурентоспособным.
Необходимо привести кадастровую стоимость земли к нормальному уровню, что даст толчок развитию экономики. Не логично, когда плата за землю превышает плату по налогу на имущество в 2-3 раза. Существующая политика в земельном вопросе стала тормозом для строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры и развития промышленного производства.
Надо уменьшить плату за землю до уровня, стимулирующего строительство и рост производства продукции.