«О проблемах обеспечения трудовыми ресурсами предприятий, подготовки кадров и повышения качества образования».
Переработанная статья для журнала «Аккредитация в образовании»
Последние 40 лет экономика России функционировала в условиях избытка численности трудоспособного населения. Однако этот период завершился, и мы вплотную столкнулись с серьезным демографическим кризисом.
В соответствии с демографическими прогнозами, нас ожидает значительное снижение численности трудоспособного населения.
По имеющимся прогнозам, в ближайшее десятилетие:- численность трудоспособного населения России снизится на 16-20 млн. человек - с 88,4 млн. чел. (2010 г.) до 74 млн. чел (2020 г).
- резко возрастет численность нетрудоспособного населения (дети, учащиеся учебных заведений, пенсионеры) – с 52,3 млн. чел. (2010 г.) до 60,4 млн. чел. (2020). Таким образом, возрастает общая нагрузка на трудоспособное население страны.
При этом за 1995-2010 гг. произошло резкое снижение численности населения, занятого в производственной сфере:
- в целом по экономической деятельности - на 13 млн.чел. или на 12%,
- в сельском хозяйстве – в 2 раза,
- в обрабатывающей отрасли - на 40%.
В то же время выросла занятость в бюджетной сфере, в т.ч. в госуправлении – в 1,8 раза, в здравоохранении – в 1,3 раза, в финансовой деятельности – в 2 раза.
Иными словами, распределение трудоспособного населения между отраслями деятельности трудно назвать рациональным.
Таким образом, сегодня мы вступаем в сложный период нашего развития, когда бурный рост производства, требующий значительных трудовых ресурсов, сопровождается одновременным уменьшением численности трудоспособного населения.
Поэтому проблема увеличения ВВП напрямую зависит от количества трудоспособного населения, его качества и конкурентоспособности.
Сегодня перед российской экономикой стоит целый ряд проблем, касающихся обеспеченности человеческим капиталом:
- структура управления экономикой, промышленностью, торговлей, услугами (включая, госуслуги) не способствует достижению высокой производительности труда.
- качество экономических знаний ежегодно снижается на 10-15%;
- идет девальвация знаний.
Основная причина наших проблем в сфере образования - фактический разрыв взаимоотношений между образовательными учреждениями, бизнесом и государством.
В последние десятилетия в системе образования наметился значительный перекос между предложением и реальными потребностями экономики:
- количество выпускников начального технического образования резко снизилось, практически в 2 раза;
- количество студентов вузов увеличилось с 2,8 млн.чел. в 1990 году, до 7 млн.чел. – в 2010 г. (рост в 2,5 раза). При этом готовятся, в основном, гуманитарии, менеджеры (примерно 3,5 млн. студентов):
- количество специалистов по гуманитарным наукам выросло в 3,7 раза,
- количество специалистов по экономике и управлению выросло в 7 раз.
Одновременно идет снижение количества выпускников по техническим специальностям: выпуск на уровне 50-80% от потребности.
Все выше перечисленное – следствие того, что в нашей стране фактически прекратилось государственное планирование, прогнозирование выпуска специалистов с учетом потребности экономики.
Также по результатам изучения тенденций 1990-2010 гг. в народном образовании можно отметить следующие факторы:
1.Число учащихся в школе в 2010 г. снизилось в сравнении с 1990 г. на 34,5% и эта тенденция будет продолжаться.
2. Количество учреждений начального профобразования снизилось на 44,2%, численность учащихся – на 46%, количество выпускников – более чем в 2 раза.
3. Идет значительный рост по дополнительному образованию, примерно в 2 раза, прежде всего в части повышения квалификации.
Помимо нехватки специалистов нужных профессий, серьезную проблему представляет качество образования. Образовательные программы, действующие в вузах, в значительной степени не соответствуют требованиям и потребностям предприятий.
В результате, молодых специалистов-выпускников предприятиям приходится на протяжении нескольких лет переучивать, обучать необходимым знаниям и трудовым навыкам.
Для ликвидации дисбаланса между образованием и экономикой, полноценного обеспечения наших предприятий высококвалифицированными кадрами необходимы совместные действия государства, бизнеса и системы образования.
В целом, приоритетные задачи нашего экономического развития ставят перед отечественной системой образования следующие требования:
- формирование в самое ближайшее время национальной карты квалификаций, а также профессиональных стандартов, на основе которых должны быть пересмотрены образовательные стандарты;
- налаживание более тесной связи между промышленниками и учебными заведениями в плане определения образовательной политики.
Для исправления ситуации требуется принять следующие меры:
1. Осуществить на общегосударственном уровне в ближайшие годы:
- переход на долгосрочное (5 - 20 лет) прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития трудовых ресурсов, существенное повышение качества прогнозирования;
- подготовку законопроекта по вопросам государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;
- развитие государственной (национальной) системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения.
2. Сформулировать систему прогнозирования профессионального рынка труда в стране. Необходимо сделать прогноз потребности в трудовых ресурсах до 2015-2020 года – причем не только по количеству, но и по специальностям.
Прогноз должен быть разработан в отраслевом, профессионально-квалификационном и региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития.
3. Законодательно определить права работодателей, их объединений на участие в формировании политики в области профессионального образования и обучения, национальной системы квалификаций, независимой оценке качества
4. Создать в регионах координационные советы с участием руководителей профильных региональных министерств и ведомств, региональных Союзов промышленников и предпринимателей, совета ректоров университетов, совета колледжей и совета профессиональных лицеев (подобный совет создан в Свердловской области).
Функции координационных советов должны включать в себя анализ состояния прогнозирования, разработки мер по качеству образования и переподготовке кадров, проблемы профессиональных и общеобразовательных стандартов.
5. Обеспечить вхождение представителей бизнеса и государственной власти в составы советов при учебных заведениях.
6. Принять меры по взаимодействию с высшими учебными заведениями в части увеличения профессий, требующихся экономике. Необходимо:
- сделать перераспределение бюджетных средств в сторону студентов, требующихся экономике;
- уменьшить бюджетную поддержку по профессиям, которые не требуются в промышленности и экономике
7. Разработать и внедрить современные инновационные образовательные программы непрерывного профессионального образования.
8. Ориентировать выпускников 11 классов на получение среднего специального образования по ускоренной программе, перепрофилируя часть лицеев в колледжи. Сами лицеи должны быть сориентированы на проблемы переподготовки кадров, повышение квалификации по программе, приближенной к потребностям производства с исключением из учебных программ того, что не относится к подготовке специалиста.
9. Разработать программу ускоренного получения высшего образования для специалистов-практиков, имеющих средне-специальное образование до 3х лет.
10. Создать при вузах, филиалах вузов и колледжах высшие школы переподготовки и повышения квалификации.
11. Рекомендовать финансово-промышленным группам и компаниям разрабатывать корпоративные системы образования, в рамках которых создать базовые ресурсные центры подготовки специалистов
12. Отработать методику закрепления за предприятиями специалистов, обучение которых происходит за счет бюджетных средств и средств предприятий.
13. Рассмотреть порядок финансирования студентов, обучающихся на вечерних и заочных курсах; затраты предприятия должны нести, при условии, если студент учится по специальности предприятия.
14. Провести повторную сертификацию учебных заведений, не имеющих необходимой учебной базы и преподавательского состава.
15. Изучить опыт предприятий, организующих на предприятиях курсы послевузовской переподготовки молодых специалистов и дать предложения по повышению качества образования выпускающим кафедрам, чьих выпускников приходится переучивать.
16. Более тщательно подойти к вопросу об оснащении образовательных учреждений, компьютеризировать классы, поднять уровень изучения иностранных языков в связи с необходимостью перехода на международный уровень ведения бизнеса.
17. Внедрять современные технологии в образовательный процесс, используя IT – технологии и учитывая потребности промышленных предприятий.
18. Разработать программу «Пожилой работник», включающую в себя переподготовку специалистов минимум до пенсионного возраста.
Также, учитывая намечающийся дефицит трудовых ресурсов, следует уделить более пристальное внимание следующим направлениям деятельности.
Первое направление – это повышение производительности труда.
С этой целью необходимо:
- ежегодно и на более длительный период разрабатывать программы по повышению производительности труда по стране в целом, на уровне регионов и по каждому предприятию;
- осуществлять внедрение современных технологий и организации труда.
Одна из важнейших задач в сфере повышения производительности труда – это реструктуризации предприятий, включающая аутсорсинг, вывод из состава предприятий непрофильных производств и услуг.
Сегодня примерно 70% от общей численности работников составляет побочный персонал, незаинтересованный в конечных результатах труда, который можно вывести из состава предприятий сначала в дочерние, а затем в самостоятельные юридические лица.
Поэтому проблема реструктуризации предприятий должна быть нами осмыслена и проработана, этот процесс должен быть продуман и проведен таким образом, чтобы не вызвать социального шока у выведенных из состава предприятий людей.
Главное, чего мы достигнем – увеличим количество людей, которые будут сами принимать решения, овладеют механизмом адаптации к жизненным условиям. Изменится мотивация труда – от самих людей будет зависеть их будущее.
Проведение реструктуризации позволит:
- повысить производительность труда на крупных предприятиях;
- резко увеличить число столь необходимых для сбалансированного развития экономики малых и средних предприятий.
Второе направление – это формирование грамотной миграционной политики, направленной на рациональное использование значительного потенциала стран СНГ в области трудовых ресурсов.
Поэтому для эффективного пополнения человеческого капитала за счет трудовой миграции необходимо:
- создать банк данных специалистов по СНГ, прежде всего, российского происхождения;
- упростить процедуру получения российского гражданства, прежде всего, для квалифицированных специалистов;
- создать систему переподготовки и переобучения мигрантов по примеру западных стран, где человек, для получения работы по специальности, должен пройти курс переобучения.
Также нужно подготовить и реализовать комплекс мер, направленных на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции). Необходимо обеспечить привлечение работников из регионов с избыточными трудовыми ресурсами в районы интенсивного промышленного развития, для чего, в первую очередь, необходимо решить проблему с жильем.
В общем и целом, нам необходима системная планомерная работа по кадровому обеспечению промышленности.
Необходимы программы, концепции по повышению качества человеческого капитала.
Только люди определяют, будем мы жить хорошо или плохо. От умения трудоспособного населения производительно работать напрямую зависит качество жизни детей, стариков, бюджетников.
Если мы сумеем наладить организованную работу по этим направлениям – тогда мы сможем уменьшить негативные последствия от нехватки трудовых ресурсов.
Ситуация в сфере образования в 1990-2010 гг.
по Российской Федерации
Общее число учащихся
Таблица 1.
№№ п/п |
Наименование |
ед. изм. |
годы |
отклонения | ||
1990 |
2010 |
кол-во |
% | |||
1. |
Число общеобразовательных учреждений |
тыс. |
67,6 |
49,5 |
-18,4 |
73,2 |
1.1. |
Количество учащихся |
млн. чел. |
20,3 |
13,3 |
-7 |
65,5 |
2. |
Число учреждений начального профессионального образования |
тыс. |
4,3 |
2,4 |
-1,9 |
55,8 |
2.1. |
Численность учащихся |
млн. чел. |
1,867 |
1,007 |
-0,86 |
54 |
3. |
Число средних специальных учебных заведений |
шт. |
2603 |
2850 |
247 |
109,5 |
3.1. |
Число студентов |
тыс. чел. |
2270 |
2126 |
-144 |
93,7 |
4. |
Число высших учебных заведений |
шт. |
514 |
1115 |
601 |
217 |
4.1. |
Число студентов |
тыс. чел. |
2825 |
7050 |
4225 |
249,5 |
5. |
Всего студентов (п.3.1. и п.4.1) |
тыс. чел. |
5095 |
9176 |
4081 |
180,1 |
6. |
Выпуск специалистов |
|||||
6.1. |
Начальное профессиональное образование |
тыс. чел. |
1272 |
581 |
-691 |
45,7 |
6.2. |
Среднее профессиональное образование |
тыс. чел. |
636,6 |
572 |
-64,6 |
89,8 |
6.3. |
Высшее образование |
тыс. чел. |
401 |
1178 |
-777 |
293,8 |
6.4. |
ИТОГО: |
тыс. чел. |
2309,6 |
2331 |
-21,4 |
100,9 |
6.5. |
Выпуск специалистов среднего профессионального и высшего образования |
тыс. чел. |
1037,6 |
1750 |
712,4 |
168,6 |
Таблица 2.
Выпуск квалифицированных рабочих по отраслям
№№ п/п |
Наименование отрасли |
ед. изм. |
годы |
отклонения | ||
1994 |
2010 |
кол-во |
% | |||
1. |
Всего |
тыс. чел. |
878,8 |
580,5 |
-298,3 |
66 |
1.1. |
Металлургия |
тыс. чел. |
7,5 |
1,5 |
-6 |
20 |
1.2. |
Легкая |
тыс. чел. |
98,9 |
32,4 |
-66,5 |
32,8 |
1.3. |
Сельское хозяйство |
тыс. чел. |
123,8 |
47,1 |
-76,7 |
38 |
1.4. |
Строительство |
тыс. чел. |
116,5 |
74,9 |
-41,6 |
64,3 |
Таблица 3.
№№ п/п |
Наименование отрасли |
ед. изм. |
годы |
отклонения | ||
1990 |
2010 |
кол-во |
% | |||
1. |
Выпуск всего |
тыс. чел. |
636,6 |
535,7 |
-100,9 |
84,15 |
2. |
Гуманитарные науки |
тыс. чел. |
2,5 |
40,2 |
37,7 |
1608 |
3. |
Здравоохранение |
тыс. чел. |
99,6 |
63 |
-36,6 |
63,25 |
4. |
Экономика и управление |
тыс. чел. |
123,6 |
130,9 |
7,3 |
105,9 |
5. |
Металлургия и металлообработка |
тыс. чел. |
51,2 |
22,6 |
-28,6 |
44,1 |
6. |
Сельское хозяйство и рыболовство |
тыс. чел. |
59,8 |
17,6 |
-42,2 |
29,4 |
7. |
Автоматика и управление |
тыс. чел. |
17,7 |
5,8 |
-11,9 |
32,8 |
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по отраслям
Таблица 4.
Выпуск специалистов с высшим образованием по отраслям
№№ п/п |
Наименование отрасли |
ед. изм. |
годы |
отклонения | ||
1990 |
2010 |
кол-во |
% | |||
1. |
Всего выпуск |
тыс. чел. |
401,1 |
1177,8 |
776,7 |
293,6 |
2. |
Гуманитарные науки |
тыс. чел. |
48,8 |
178,9 |
-130,1 |
366,6 |
3. |
Экономика и управление |
тыс. чел. |
55,5 |
386,7 |
-331,2 |
696,8 |
4. |
Металлургия, металлообработка, машиностроение |
тыс. чел. |
27,8 |
24 |
-3,8 |
86,3 |
5. |
Сельское хозяйство и рыболовство |
тыс. чел. |
29,7 |
35,1 |
5,4 |
118,2 |
6. |
Здравоохранение |
тыс. чел. |
24,6 |
33,3 |
8,7 |
135,4 |
(государственные учебные заведения)
Таблица 5.
Выпуск специалистов негосударственными высшими учебными заведениями
№№ п/п |
Наименование отрасли |
ед. изм. |
годы |
отклонения | ||
1994 |
2010 |
кол-во |
соотношение | |||
1. |
Выпуск всего |
тыс. чел. |
3,4 |
290,1 |
286,7 |
в 85 раз |
2. |
Гуманитарные науки |
тыс. чел. |
0,3 |
70,8 |
70,5 |
в 236 раз |
3. |
Экономика и управление |
тыс. чел. |
1,2 |
140,8 |
139,6 |
в 116 раз |
Таблица 6.
Распределение выпускников по видам обучения
№№ п/п |
Наименование отрасли |
ед. изм. |
1990 г. |
2010 г. |
1. |
Выпуск техникумов |
тыс. чел. |
636,6 |
572,1 |
1.1. |
в т.ч. очное образование |
тыс. чел. |
413,5 |
418 |
1.2. |
% |
65,0 |
73,1 | |
2. |
Выпуск с высшим образованием |
тыс. чел. |
401,1 |
1467,9 |
2.1. |
в т.ч. очное образование |
тыс. чел. |
215,5 |
689,8 |
2.2. |
% |
53,7 |
47 | |
3. |
Учатся в высших учебных заведениях |
тыс. чел. |
2824 |
7049,8 |
3.1. |
в т.ч. очное образование |
тыс. чел. |
1647,7 |
3073,7 |
3.2. |
% |
58,3 |
43,6 |