О развитии системы непрерывного профессионального образования в России и Свердловской области

Тезисы к выступлению на заседании Комитета по социальному партнерству СОСПП, сентябрь 2011 года.

В 70-х годах в мировой экономике возник большой интерес к проблеме непрерывного профессионального образования и его значения для экономики различных стран.

В разных странах это образование называется по-разному:

· в США – «пожизненное образование»;

· в Англии – «продолжающееся образование»;

· в Швеции – «возобновляющееся образование».

Главное – это способность человека к пожизненному непрерывному профессиональному образованию.

В чем причина этого интереса?

Профессиональное образование взрослых людей имеет склонность к моральному износу.

Установлено:

·после окончания вуза в среднем теряется до 20% знаний ежегодно;

· в современном мире объем знаний удваивается каждые 10-15 лет

·ежегодно объем знаний увеличивается на 3-5%;

· период устаревания знаний составляет, к примеру;

                           - в металлургии – 3,9 года;

                           - в машиностроении – 5,2 года;

                           - в химической промышленности – 4,8 года.

В процессе обновления знаний постоянно появляются новые профессии.

Профессиональное образование можно разделить на 2 категории:

- формальное первичное базовое профессиональное образование (лицеи, колледжи, техникумы, вузы, университеты);

- неформальное непрерывное профессиональное образование на уровне:

  • предприятия, фирмы;
  • учебных центров подготовки и переподготовки специалистов;
  • дополнительного профобразования.

Необходимо подчеркнуть, что первичное базовое профессиональное образование охватывает:

· Высшее профобразование – 7,5 млн. студентов

· Среднее профобразование – 2 млн. студентов.

·Начальное профобразование – 1 млн. учащихся.

Итого – 10,5 млн. чел.

Нам следует рассмотреть здесь, прежде всего, неформальное непрерывное профессиональное образование (НФНПО).

Оно требует осмысления и формализации.

Взрослое население, занятое в экономике и насчитывающее 60-70 млн. чел., в процессе развития техники, науки, экономики нуждается в постоянном обновлении и восполнении знаний, переподготовке и повышении квалификации.

С учетом требований реальной экономики, а также в процессе карьерного роста на каждом уровне человеку необходимо иметь знания, соответствующие занимаемой должности и экономическим условиям.

Непрерывное профобразование предполагает постоянное обучение человека на всем его жизненном пути.

Сегодня для развития первичного базового профессионального образования разработаны необходимые нормативные, законодательные акты, определены источники финансирования.

В то же время непрерывное профобразование ведется только за счет самих предприятий и фирм, платных центров обучения, дистанционного и самостоятельного образования.

В настоящее время в России:

  • отсутствуют законодательные акты, определяющие развитие непрерывного профобразования;
  • нет разработок стандартных процедур;
  • практически нет организаций, координирующих эти процессы в стране, ведущих научно-исследовательские работы в этом направлении и обеспечивающих методическими указаниями предприятия.
  • усложнена система государственного лицензирования учебных центров на крупных и средних предприятиях.

В мире давно занимаются этой проблемой. Многими государствами приняты нормативные акты по развитию непрерывного профессионального образования:

                  Франция – 1971 г.;

                   Швеция – 1975 г.;

                   США     – 1976г.

В частности, во Франции создана Национальная ассоциация непрерывного профессионального образования взрослых, назначение которой заключается в регулировании рынка труда, адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства.

Ассоциация включает в себя более 130 учебных центров, часть которых готовит специалистов для преподавания, занимается педагогическими исследованиями в области дополнительного образования и составляет учебные программы и учебные стандарты.

Государство не только координирует эту деятельность, но и финансирует непрерывное профессиональное образование по принципу: «нужные знания, нужным людям, в нужное время».

В нашей стране такой работы не ведется.

Непрерывное профессиональное образование должно занять важное место в экономике, нужны методические разработки, нужна статистика, нужны методические центры «НПО».

В целом любой производственный процесс включает в себя 3 стадии:

Стадия 1 – научные разработки, инженерные, проектные разработки;

Стадия 2 – обучение, переобучение персонала, выделение дополнительных средств на воспроизводство специалистов, учебную технику, оборудование, преподавателей, информацию, подготовленные кадры.

Стадия 3 –производство, где деньги тратятся на материалы, рабочую силу, средства труда, производство новых товаров.

Качественный человеческий капитал создается непосредственно в фирмах, на предприятиях, и мы, работодатели, являемся самыми эффективными производителями этого капитала - или не являемся.

Мы должны разобраться в состоянии неформального непрерывного профессионального образования на различных уровнях:

Первый уровень  - рабочие места на предприятиях;

Второй уровень – учебные центры для рабочих и специалистов по профессиональной подготовке и переподготовке.

В чем заключается непрерывное профобразование на предприятии:

§  узкая специализация рабочих и инженеров на рабочих местах применительно к данным технологиям и оборудованию после приема на работу;

§  периодическая переаттестация рабочих и ИТР по занимаемым разрядам и должностям с учетом знания технологических инструкций;

§  обучение вторым и третьим профессиям (которые требуются работникам на данном рабочем месте);

§  подготовка специалистов в лицензированных учебных центрах для получения профессий, требующих специального образования и специального выдаваемого удостоверения, дающего право работать на том или ином оборудовании и подконтрольных органам Ростехнадзора;

§  периодическая переподготовка специалистов по занимаемым должностям;

§  переподготовка специалистов и рабочих для новых производств, система подготовки рабочих для подтверждения или повышения присваиваемого разряда.

Я еще раз хочу отметить, что неформальное непрерывное профессиональное образование, прежде всего, начинается на предприятиях.

Но при этом должна быть четкая ясность, на каком уровне, где, когда, по каким профессиям должно проводиться обучение на уровне:

  • лицея
  • колледжа
  • вуза.

Нужна более глубокая аналитика и статистика по вопросам развития непрерывного профобразования.

В США 1/3 вузов занимается непрерывным профобразованием.

Необходима статистика по НПО по следующим направлениям:

§     внутрифирменное профессиональное образование;

§     центры переподготовки;

§     центры повышения квалификации;

§     семинары, стажировки, консалтинг, дистанционное образование, технический аудит.

Нужны ярко выраженные стимулы и цели:

§      личная мотивация;

§     формирование в молодые годы способности к пожизненному обучению;

§     моральные и материальные стимулы;

§     практические возможности учиться (место, доступность);

§     деньги и учреждения;

§     статистика, какие знания мы получаем, как обучаются взрослые по месту работы, какие должны получать спецучреждения с выдачей удостоверений;

§     программы и сроки обучения;

§     технологии обучения;

§     стандарт обучения с указанием периодичности, сроков обучения, программы и методики обучения.

Разработанная ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» «Система программных мероприятий и целевые индикаторы программы развития системы непрерывного образования в Свердловской области на период до 2030 года» фактически посвящена исключительно модернизации первичного базового профессионального образования.

В представленных материалах:

§     отсутствует качественная статистика по развитию в Свердловской области непрерывного профессионального образования, охватывающая внутрикорпоративное образование, учебные центры подготовки и переподготовки специалистов и др.

§     не предлагается никаких мер по развитию непрерывного профобразования в части разработки нормативных актов, мониторинга ситуации, создания структур, координирующих непрерывное профобразование, разработки учебных методик и т.д.

В связи с выше сказанным, очевидно, что указанная концепция нуждается в существенной качественной доработке.

Предложения:

1. Непрерывное профобразование требует более глубокого изучения на разных уровнях:

·внутрифирменные условия;

· учебные центры на уровне лицеев, техникумов, вузов;

· система переподготовки и повышения квалификации инженеров.

2. Необходимо создать Свердловскую ассоциацию непрерывного профессионального образования взрослых.

3. В рамках Министерства образования Свердловской области создать департамент по непрерывному профобразованию взрослых для координации и методического управления в системе НПО.

4. Разобраться в системе финансирования НПО:

§     бюджетные средства по линии Министерства образования;

§     бюджетные средства центров занятости;

§     бюджетные средства других министерств и ведомств;

§     деньги предприятий;

§     объем платных услуг за счет личных средств граждан.

5. Провести анализ в потребности центров переподготовки и повышения квалификации для новых профессий, для смены работы, для вторых профессий, для случаев потери рабочего места и смены профессии.

6. Принять меры по разработке новой системы лицензирования, облегчающей создание учебных центров подготовки и переподготовки кадров на крупных и средних предприятиях.

7. Подготовить концепцию программы развития непрерывного профобразования, периодичности переподготовки и порядка утверждения стандартов обучения, оценки качества квалификации и т.д.

8. Необходимо создать постоянно действующий центр с участием Министерства образования Свердловской области, Уральского отделения Российской академии образования, Уральского федерального университета, Уральского экономического университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета для разработки правовой региональной базы в сфере непрерывного профобразования по повышению квалификации трудовых ресурсов.

Для этого требуется провести более детальный анализ положения дел в НПО с учетом:

§     демографии;

§     экономических приоритетов;

§     миграционных процессов по территории, предприятиям;

§     действующей законодательной базы в данной сфере;

§     системы взаимодействия между исполнительной, законодательной властью, рынком труда и системой профобразования;

§     кадровых предложений со стороны учебных учреждений;

§     ресурсных возможностей, в т.ч. готовности и квалификации преподавательского персонала;

§     объема, качества, периодичности повышения квалификации персонала на предприятиях;

§     системы статистики и необходимых стандартных требований к предприятиям по подготовке кадров.

Главное для нас – это высокая квалификация и глубокие современные знания, являющиеся залогом высокой производительности труда и эффективности экономики.

Основы НПО

· охват и периодичность НПО на жизненном пути

· равный доступ к НПО;

· всеобщность;

·гибкость (разные формы, средства, методы);

· технология образовательного процесса.

Уровни НПО

·Первичный уровень (на рабочем месте)

· Вторичный уровень: специальные центры, самостоятельное обучение, при лицеях, техникумах, вузах.

В этом направлении мы должны действовать, не отвлекаясь на формальное профобразование.

Здесь очень большое поле деятельности.

Группа компании «Савиак»