О работе Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 06.04.2010 г.
Выступление члена РТК Сысоева А.В.на собрании СОСПП
Областной закон №36-ОЗ «О Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» принят 3 мая 2005 г. На наш взгляд, он требует корректировки.
Так, в соответствии с ним, главная цель комиссии – только регулирование социально-трудовых отношений в Свердловской области.
Комиссией принимается региональное соглашение, где основной упор делается также только на социально-трудовые отношения.
Ограниченное число членов комиссии – от 7 до 11 от каждой стороны – не позволяет участвовать в ее работе значительной части отраслевых объединений работодателей и отраслевых профсоюзов.
Заседания ОТК не проводятся на регулярной основе – не реже одного раза в три месяца, также как и заседаний рабочих групп, которые должны готовить вопросы к пленарным заседаниям.
На наш взгляд, требуется внесение изменений в цели и задачи, принципы и структуру работы ОТК.
За основу изменений можно взять Федеральный закон от 01.05.1999 №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», который более четко определяет регламент работы РТК и содержательное наполнение Генерального соглашения.
В законе четко зафиксировано, что в работе РТК участвует по 30 представителей от каждой стороны.
Основной целью РТК является регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Последнее особенно важно, так как, согласовывая социально-экономические интересы, мы тем самым создаем базу для урегулирования социально-трудовых отношений.
В соответствии с федеральным законом, основными задачами РТК является:
- ведение коллективных переговоров по принятию Генерального соглашения;
- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;
- проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ.
(Пример: Минздравом РФ был выпущен приказ о работе в особых условиях труда, который 2/3 населения страны переводил на 36-часовую рабочую неделю. По настоянию 2-х сторон этот приказ был отозван из Минюста РФ).
- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения Генерального соглашения.
В законе об РТК четко оговорены права комиссии. Комиссия вправе:
- проводить консультации с Правительством РФ по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
- вносить предложения о принятии федеральных законов и других нормативно-правовых актов;
- согласовывать интересы объединений профсоюзов и объединений работодателей при разработке Генерального соглашения и его реализации;
- получать от Правительства РФ информацию о социально-экономическом положении в РФ и т.д.
В областном законе об ОТК такой статьи вообще нет.
Порядок работы РТК.
1.Пленарные заседания проводятся 1 раз в месяц в последнюю пятницу месяца.
2.Генеральное соглашение принимается на 3 года.
Последнее Генеральное соглашение принято в 2007 г. на 2008-2010 гг. В настоящее время идет работа по подготовке Генерального соглашения на 2011-2013 гг.
3.В декабре и июне принимается план работы комиссии на I и II полугодие.
Перечень вопросов:
- вопросы, определенные генеральным соглашением;
- вопросы по инициативе сторон.
Особо хочу подчеркнуть важность основных вопросов, внесенных в Генеральное соглашение на 2008-2010 гг.:
- переход на долгосрочное (5-20 лет) прогнозирование социально-экономического развития, включая и прогноз развития трудовых ресурсов;
- подготовка закона о государственном прогнозировании;
- ход реализации национальных проектов;
- проведение налоговой политики, обеспечивающей снижение налогового бремени;
- создание условий и стимулов для инвестиций и инноваций;
- разработка концепции совершенствования амортизационной политики;
- формирование и проведение государственной политики в сфере тарифов естественных монополий и их мониторинг;
- разработка прогноза потребности экономики России в трудовых ресурсах в отраслевом, профессиональном, квалификационном и региональном разрезе с учетом отраслевых и региональных стратегий развития;
- осуществление мер, обеспечивающих реализацию мероприятий концепции действий на рынке труда на 2007-2010 гг.;
- ежегодное рассмотрение вопросов, связанных с миграционной деятельностью;
- определение прав работодателей и их объединений по участию в формировании политики в области профессионального образования;
- перевод обязательств нестрахового характера из государственных внебюджетных фондов на бюджетное финансирование;
- подготовка предложений по нормативному и экономически обоснованию принципов возведения и предоставления доступного жилья для граждан России;
- проведение в комиссии, в рамках социального партнерства, консультаций по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.
Все эти вопросы требуют системного подхода, регулярности и хорошей аналитики для принятия решений на уровне региона.
Периодические встречи с разными уровнями власти важны, но системный подход можно организовать только через региональную трехстороннюю комиссию.
Реальность такова, что существуют три стороны со своими интересами: наемные работники в лице профсоюзов, бизнес в лице объединений работодателей и власть в лице Правительства, министерств, Губернатора.
Надо научиться грамотно и квалифицированно работать вместе, согласовывать интересы сторон и учитывать их в итоговом компромиссе.
Исходя из выше сказанного, предлагается внести изменения в областной закон о трехсторонней комиссии после консультации сторон.
В условиях еще не закончившегося экономического кризиса нам просто необходимо вырабатывать заранее согласованную экономическую политику, которая не только поможет нам в настоящее время, но и в будущем смягчит удары последующих кризисов.