Анатолий Сысоев: деятельность нашего комитета носит многосторонний характер Статья для «Областной газеты», май 2011 года.
О работе Комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области рассказывает его председатель Анатолий Васильевич Сысоев.
Комитет по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС я возглавляю с 2004 года, с момента моего первого избрания депутатом Палаты Представителей. Все эти годы наш комитет принимал самое активное участие в законотворческом процессе, в разработке и принятии важнейших решений, касающихся социально-экономического развития Свердловской области.
В состав нашего комитета входят депутаты Мори Мелик Пашаевич (заместитель председателя), Паслер Денис Владимирович, Косинцев Александр Петрович, Исаков Олег Юрьевич. Всех их отличает высокий профессионализм, ответственность и трудоспособность, что самым позитивным образом сказывается на результативности нашей работы.
За период с 2004 по 2011 годы членами комитета было рассмотрено более 150 законопроектов, выдвинуто много важных законотворческих инициатив, осуществлялся систематический депутатских контроль над исполнением областных законов, целевых программ и постановлений Правительства Свердловской области.
Можно выделить ряд важнейших проблем, в решение которых большой вклад внесли депутаты нашего комитета.
1. В первую очередь это – увеличение государственной поддержки агропромышленного комплекса, являющегося основой продовольственной безопасности Свердловской области.
Во многом, благодаря нашей активной работе в 2004-2008 гг. было значительно увеличено финансирование АПК из бюджета Свердловской области – с 400 млн. руб. в 2003 до 3,3 млрд. руб. в 2008 г. Особенно значительно выросли субсидии на техническое перевооружение сельхозпроизводителей – с 10 млн. руб. в 2003 г. до 810 млн. руб. в 2008 г.
Также нам удалось установить мониторинг цен на продукты АПК в розничной торговле, у переработчиков сельхозпродукции продукции и закупочных цен у сельхозпроизводителей.
Следует отметить, что в 2008 г. закупочные цены на молоко равнялись 14 руб./литр, но в результате сговора переработчиков они в 2009 г. упали до уровня 10 руб./литр. После вмешательства нашего комитета и Председателя Правительства Свердловской области они в 2010 г. были подняты на два рубля и в 2011 году составили 15 руб./литр.
Наконец мы смогли поднять размер бюджетных субсидий на молоко с 50 коп./литр на начало 2004 г. до 3 руб./литр в 2008 г.
Экономический кризис привел к сокращению в 2009-2010 годах бюджетного финансирования АПК. Однако депутаты нашего комитета старались делать все возможное для поддержки сельскохозяйственной отрасли.
В результате совместной работы с исполнительной властью в 2011 году годовой показатель бюджетного финансирования сельского хозяйства удалось поднять до 3,2 млрд. руб., т.е. почти вернуть на докризисный уровень. Было возобновлено бюджетное субсидирование технического перевооружения сельского хозяйства, объем которого в 2011 году составил 500 млн. руб.
В последние месяцы нашим комитетом в адрес Правительства Свердловской области был направлен ряд рекомендаций по поддержке АПК, в которых, в частности, предлагается:
- разработать и утвердить программу развития сельского хозяйства на период до 2015 года и меры по повышению эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области.
- в течение 2011 года увеличить господдержку АПК за счет бюджета, с доведением объема субсидий на поддержку животноводства до 1300-1500 млн. руб., на техническое перевооружение сельхозпроизводителей – до 800-900 млн. руб., субсидий на молоко – до 4-5 руб./литр. Возможность изыскания дополнительных средств на поддержку АПК будет рассмотрена при внесении очередных изменений в бюджет текущего года.
Также необходимо отметить, что я, как председатель комитета, принимал активное участие в разработке и принятии областной программы «Уральская деревня» на 2008-2015 годы, направленной на комплексное социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, включая решение социальных вопросов, строительство дорог и газификацию, строительство жилья и т.д. В настоящее время выполнение программы «Уральская деревня» закреплено за областным Министерством сельского хозяйства и продовольствия с повышением статуса министра до заместителя Председателя Правительства Свердловской области.
2. Вторая проблема, в решении которой мы принимаем постоянное участие - это развитие жилищного строительства и обеспечение доступности жилья для граждан.
Важнейшим шагом в этом направлении является внесение изменений в областной закон от 7 июля 2004 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» осуществленное в ноябре 2009 года при активной поддержке нашего комитета. Данные изменения предусматривают возможность однократного бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
С этого момента выполнение мероприятий по бесплатному предоставлению земли под индивидуальное жилищное строительство находится на нашем постоянном контроле: комитетом принят ряд решений с целью повышения их эффективности.
В последний раз этот вопрос был поднят на заседании комитета в апреле 2011 г при рассмотрении ряда вносимых в закон корректировок. Правительству Свердловской области было рекомендовано разработать постановление о перечне мер по реализации данного закона.
В течение 2010 года о комитет предложил исполнительной власти Свердловской области осуществить комплекс мер по развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, включая следующие направления:
- строительство жилья на условиях социального найма;
- развитие ипотечного жилищного кредитования;
- предоставление жилья многодетным семьям;
- комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства;
- государственное планирование и управление в области строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе развитие поселков малоэтажного жилья и микрорайонов многоэтажного жилья и др.
Некоторые из озвученных идей нашли отражение в областной целевой программе «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 гг. и подготовленной областным Министерством строительства и ЖКХ Комплексной программе стимулирования жилищного строительства в 2011-2015 гг.
Наконец, в адрес губернатора и председателя Правительства Свердловской области был направлен ряд предложений по развитию частного жилищного строительства, предусматривающих:
- удешевление строительства жилья за счет снижения цен на приобретение земли и подключение к инфраструктуре;
- комплексное проведение всех землеустроительных работ (межевание, разбивка участков, решение вопросов подключения к энергосистемам) за счет создания особой Государственной жилищной корпорации;
- снижение для частного домостроения установленного коэффициента теплопроводности стен, что позволило бы резко уменьшить стоимость строительства жилья;
- содействие развитию накопительной системы, когда будущие жильцы постепенно накапливают средства на будущее жильё через некоммерческие объединения граждан.
В настоящее время эти предложения находятся на рассмотрении органов государственной власти.
В настоящее время в центре внимания комитета находится комплекс нерешенных или не до конца решенных проблем, имеющих важнейшее значение для социально-экономического развития нашего региона.
3.К числу самых острых относятся проблемы в сфере земельных отношений. Это – прежде всего, результаты проведенной в 2008 году государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области, приведшей к возрастанию кадастровой стоимости различных земельных участков от 4 до 10 раз.
Предприятия, выкупившие землю, на которых находятся основные фонды, платят налог в объеме 1,5% от кадастровой стоимости, в то время как арендная плата к ней не привязана и с 2008 г. только лишь увеличивается на уровень инфляции.
Поэтому следствием проведенной кадастровой оценки стали очевидные негативные последствия для собственников земли, во многом носящие парадоксальный характер:
- ставка налога на землю для собственников земли в среднем составляет 24 руб/м2, а арендной платы - 1,2 – 1,3 руб./м2. Таким образом, собственники платят в 15-20 раз больше за землю, чем арендаторы, хотя они уже ранее заплатили большие деньги за выкуп земли. Это лишает какого-либо экономического смысла приобретение земли в собственность.
- кадастровая стоимость земли в среднем в 3-4 раза превышает стоимость основных фондов, расположенных на ней. В результате налог на землю уже превышает налог на имущество в 2-4 раза.
- общий объем сборов по налогу на землю в Свердловской области превышает 5 млрд. руб. разительно отличаясь от сопредельных регионов, где эта цифра составляет не более 500-800 млн. руб.
Налицо явная несправедливость, наносящая серьезный экономический урон нашим предприятиям. Более того, в будущем эта ситуация серьезно ударит по семейному бюджету владельцев частных малоэтажных домов. И это в условиях, когда в стоимости 1м2 жилья стоимость земли составляет до 25%.
внимания и серьезного переосмысления.
4.Вторая проблема - это повышение энергоэффективности производства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Этот вопрос был поднят в июне 2010 года при рассмотрении ситуации в сфере ЖКХ и путей его модернизации. Депутатами была отмечена необходимость новых подходов к информационному обеспечению энергопотребления.
С этой целью комитетом было принято решение рекомендовать Правительству Свердловской области:
- создать в области обучающий центр энергетической эффективности для предприятий и муниципальных образований;
- рассмотреть возможность проведения постоянно действующей выставки по реализации энергосберегающего оборудования.
Вопрос о создании обучающего центра по энергосбережению был вновь поднят на заседании комитета 19 апреля 2011 г. Правительству Свердловской области было предложено ускорить данную работу, выполнив ее в срок до 1 июля 2011 года.
5.Третий важнейший вопрос - это поддержка занятости населения.
В декабре 2010 г на заседании комитета была рассмотрена информация Правительства Свердловской области о выполнении мероприятий, предусмотренных Программой поддержки занятости населения Свердловской области.
По итогам заседания было принято решение рекомендовать Правительству Свердловской области:
- увеличить объемы финансирования Программы поддержки занятости населения Свердловской области в первой половине 2011 года;
- расширить перечень мероприятий, направленных на поддержку занятости населения в моногородах и список предприятий, нуждающихся в государственной поддержке;
- при подготовке и переподготовке работающего населения широко применять программы корпоративного обучения;
- подготовить предложения в Правительство РФ об упрощении порядка лицензирования учреждений по профессиональной подготовке и переподготовке населения.
Решение проблем, связанных с поддержкой занятости, требует к себе постоянного и самого пристального внимания. В связи с этим депутаты комитета планируют вернуться к их рассмотрению в первом полугодии 2011 года.
6. Наконец, четвертый вопрос – это проблемы поддержки системы образования и развития детей в Свердловской области.
В ноябре депутаты комитета обратились в адрес Правительства Свердловской области с предложением провести анализ нормативной базы расходов на образование из областного и местных бюджетов по следующим направлениям:
- школьное образование;
- дошкольное образование;
- дополнительное образование (техническое, гуманитарное и спортивное)
- детский оздоровительный летний отдых;
Цель данного обращения – не допустить снижения качества образования вследствие перехода к новым образовательным стандартам. Вопрос находится на контроле комитета и будет рассмотрен в текущем году.
Тезисно перечислю ряд рассматривавшихся комитетом в разное время вопросов, имеющих большое значение для развития экономики, системы государственного управления и социальной сферы:
7) повышение эффективности управления государственной собственностью на территории Свердловской области;
8) проблемы дорожного строительства, включая достройку проходящего по территории области участка трассы Ивдель-Ханты-Мансийск и реконструкцию сети сельских дорог;
9) развитие системы здравоохранения, в том числе принятие комплекса профилактических мер по сбережению здоровья мужчин трудоспособного возраста и создание центров мужского здоровья (во многом благодаря нашим инициативам в области приняты программы по профилактике урологического и кардиологического здоровья мужчин);
10) разработка закона о среднесрочном и долгосрочном государственном планировании на территории нашего региона;
11) проведение регулярного мониторинга цен между сельхозпроизводителями, переработчиками сельхозпродукции и розничной торговлей с целью поиска мер для достижения ценового паритета;
12) вопрос о качестве услуг, оказываемых государством населению.
Важнейшее направление деятельности комитета – это контроль за исполнением законодательных и нормативных актов. В течение последних лет следующие вопросы находились на постоянном контроле комитета:
1) выполнение принятого в апреле 2007 г Постановления Палаты Представителей об исполнении областного закона «Об отходах производства и потребления». В соответствии с ним Правительству Свердловской области было предложено:
- предусмотреть мероприятия по разработке проектной документации на строительство объектов размещения твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Свердловской области,
- принять меры по ужесточению наказаний за нарушение требований при обращении с отходами производства.
Органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать муниципальные программы по обращению с отходами.
2) выполнение Постановления ППЗС от 15 мая 2008 г. об информации Счетной палаты, касающейся результатов проверки полноты и своевременности поступления в областной бюджет в 2006 году доходов от аренды имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Свердловской области.
Счетной палатой был выявлен целый ряд нарушений законодательства при предоставлении в аренду имущества, находящегося в ведении ГУПов, которые указанное Постановление ППЗС рекомендовало устранить.
3). выполнение Постановления ППЗС от 18 февраля 2010 года об исполнении закона Свердловской области «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области».
В нем в частности было рекомендовано Правительству Свердловской области обеспечить своевременное и полное перечисление в местные бюджеты финансовых средств на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Данные вопросы неоднократно рассматривались на заседании комитета с участием представителей Правительства Свердловской области. Благодаря активной работе депутатов органами государственной власти были приняты все необходимые меры по выполнению выше указанных рекомендаций.
В небольшой статье невозможно осветить всю обширную проблематику деятельности нашего комитета. Можно лишь дать самое общее представление о его большой и многогранной работе, о стремлении депутатов сделать все возможное для того, чтобы обеспечить успешное социально-экономическое развитие нашего края.
Председатель Комитета по промышленной,
аграрной политике и природопользованию
Палаты Представителей Законодательного
Собрания Свердловской области Сысоев А.В.