ГлавнаяО президентеСтатьи, выступленияКраснотурьинск → О настоящем и будущем города Краснотурьинска

О настоящем и будущем города Краснотурьинска

Я живу в нашем городе больше 24 лет, радуюсь тому хорошему, что у нас есть, горжусь, если в чем-то мы лучшие, и огорчаюсь, если что-то у нас идет плохо – особенно, когда имеет место борьба личностей, а не идей.

В нем, в моем городе есть и частица моего труда, вклад завода, которым я руководил 18 лет. Я думаю об этом, когда вижу восстановленные храмы, прекрасную площадь, спортивные комплексы, красивые дома, вижу большое количество студентов, вижу людей, в абсолютном большинстве мне симпатичных.

Сегодня город переживает не лучшие времена. Сказывается экономический кризис, идет необузданный рост цен на энергоресурсы, мы теряем свою конкурентоспособность. В этой ситуации можно искать виновников, а можно, сорганизовавшись, искать решения.

Первый путь – это бессмысленная трата времени и нервов. Что прошло, то прошло – этого нельзя изменить. Так поступают слабые. Им кажется, что, критикуя других, они завоевывают себе авторитет. Может быть – но только на время. Проблемы же остаются, и путей их решения не найдено.

Более важным в жизни является умение объединиться и организоваться, совместными усилиями определить пути решения проблем и привлечь большое количество людей к их решению.

Мы должны определить и систематизировать по важности стоящие перед нами проблемы, выработать механизмы их решения.

Наша главная задача сегодня – зная настоящее,  спланировать и спрогнозировать будущее нашего города.

Ключевые моменты этого видения будущего:

1.Нам нужна стабильность;

2.Нам нужна гарантированная занятость и рабочие места с нормальным уровнем зарплаты.

3.Нам нужны рынки сбыта нашей продукции.

4. Нам нужно хорошее образование и хорошее здравоохранение.

5. Нам нужен долговременный план социально-экономического развития города на 5,10,20 лет. Мы должны видеть перспективу, знать будущие риски и проблемы, готовится к ним или заранее их устранять.

6. Между властью, исполнительной и законодательной, населением, работодателями и профсоюзами должны быть созданы действующие площадки для обсуждения проблем, поиска решений и принятия их после согласования.

Я говорю о формировании механизмов взаимоотношений между теми, кто определяет качество жизни в нашем городе: работодатели (бизнес), профсоюзы (работники), работающее население и власть, избираемая населением.  

В рамках сказанного предлагаю разработать и утвердить долгосрочный план социально-экономического развития города до 2020-2030 гг.

Настоящее и будущее города связано с работой предприятий реального сектора – производителей продукции (прежде всего, Богословского алюминиевого завода) и создаваемыми ими рабочими местами. Каждый работник промышленного предприятия дает дополнительно 7-10 рабочих мест в других сферах - у энергетиков, транспортников, ремонтников, в системе образования, здравоохранения, в торговле, легкой промышленности и сфере услуг.

Поэтому необходимо разработать и претворять в жизнь долгосрочный план развития города до 2020-2030 гг., прежде всего, имея в виду реальный сектор, строительство жилья и социальных объектов, объектов здравоохранения и образования.

Мы должны предвидеть риски, которые могут возникнуть, и постараться предусмотреть сейчас, как их можно преодолеть, увидеть слабые места нашей экономики и средства, которыми ее можно усилить.

Ниже я хочу очертить круг проблем и задач, которыми необходимо заниматься для обеспечения планомерного и успешного развития города Краснотурьинска.

1. Сохранение и увеличение количества рабочих мест в городе.  Это – наша главная задача. Для этого надо сохранить БАЗ, сохранить предприятия строительной, лесной, легкой и пищевой отраслей.

Сохранить и приумножить рабочие места не важно где – на крупных, средних или малых предприятиях. Всячески приветствовать организацию новых рабочих мест.

2. Планирование и привлечение финансовых потоков в Краснотурьинск. Совсем не важно, откуда пришли деньги – главное, что они пришли в город и дают работу его жителям. Источники привлечения капитала в город и механизм, обеспечивающий их приток, должны включать:

·        бюджетные деньги

·        внебюджетные источники

·        деньги по региональным и федеральным программам

·        инвестиции в образование, здравоохранение, строительство социального жилья

·        инвестиции в действующие и вновь строящиеся предприятия

·        пенсионные средства

·        заемные средства банков, в том числе по ипотеке на строительство жилья и т.д.

Все это, в конечном счете, доходы населения, создание новых рабочих мест.

Мы должны планировать свои доходы и свои расходы, устанавливать реперные точки относительно того, что мы должны улучшить в жизни людей.

Для этого нужно создать планово-инвестиционный департамент, который будет участвовать в разработке и осуществлять мониторинг выполнения этих планов.

3. Обеспечение занятости и рабочих мест для особых возрастных групп:

·        для молодежи, оканчивающей школу, колледж, институт, университет;

·        пожилых работников старше 50 лет и тех пенсионеров, которые уходят на пенсию в 50-65 лет и имеют желание работать и получать зарплату сверх своих пенсий.

4.Развитие системы непрерывного профессионального образования взрослого работающего населения для решения вопросов квалификации, переподготовки кадров, получения новых профессий.

Во все периоды своей трудовой жизни работник (рабочий, ИТР) должен с определенной периодичностью учиться, так как что-то неизбежно забывается, появляются новые технологии, новое оборудование, новые должности, новые предприятия, происходит смена рабочего места.

Где сегодня и как учится взрослое население:

·на предприятии:

- у товарищей по работе

- в заводских учебных центрах, но это могут позволить себе только крупные предприятия. Малый и средний бизнес себе этого позволить не могут.

·в специализированных центрах. Ранее этими центрами были профессиональные лицеи, которые учили новых молодых работников.

Где учиться взрослым работникам, где проходить переподготовку?

Поэтому нужно в городе при индустриальном колледже создать центр переподготовки кадров рабочих профессий, мастеров, специалистов.

Заработок любого специалиста зависит от его умения работать, от его обученности и навыков. Поэтому, если мы будем хорошо учить людей, они будут прекрасными специалистами, умеющими качественно и высокопроизводительно трудиться - а значит получать хорошие доходы для семьи вне зависимости от того, будет ли он работать на заводе или откроет свой небольшой бизнес.

           

5.Решение вопросов здравоохранения, демографии и высокой смертности трудоспособного населения, в особенности, мужчин.

Здесь есть две главные составляющие:

· серьезная нехватка врачей – отсюда огромные очереди к ним, прежде всего, узким специалистам;

· высокая смертность населения трудоспособного возраста, особенно мужчин. За 1995-2005 гг. общая смертность населения возросла примерно в 1,5-1,8 раза, мужская смертность – в 1,8 раза, причем смертность мужчин трудоспособного возраста выше женской смертности в 4,1-4,5 раза. Такая картина наблюдается и в целом по России, и по Свердловской области, по большинству городов.

Мы абсолютно правильно ставим вопрос по увеличению рождаемости, выплачиваем материнский капитал. Но есть взрослое трудоспособное население, в особенности, мужское, которое необоснованно и несправедливо уходит из жизни.

Поэтому на уровне города нужна целая программа, которую можно реализовать собственными силами:

1.Завести статистику по уходу из жизни трудоспособного населения, в особенности, мужского по количеству и причинам.

2. Активизировать работу центра мужского здоровья, провести 100-процентную диспансеризацию мужчин старше 40 лет и ввести поквартальный контроль по рисковым возрастам или болезням, наиболее опасным для жизни людей. Также нужно продумать проблемы и разработать новые подходы к профилактике здоровья.

3. В части обеспеченности врачебным персоналом разработать и утвердить программу, которая бы стимулировала врачей оставаться в нашем городе. Каждый дополнительный врач – это сохраненные жизни десятков, а может быть, и сотен людей.

4. Ввести в эксплуатацию гемодиализный центр, оздоровительный центр на базе Профилактория Богословского алюминиевого завода. Решить проблему онкологического и туберкулезного диспансеров.

           

6. Развитие системы образования

В целом среднее образование охватывает у нас всех детей, и благодаря хорошей работе учителей мы имеем неплохие показатели.

Я считаю, что нам нужно обратить внимание на дополнительное образование детей.

Здесь существуют три вида образования:

·                  Гуманитарное (музыкальные, хореографические, художественные школы).

·                  Спортивное (детско-юношеские спортивные школы, хоккейная, легкоатлетическая, лыжная школы)

·                  Техническое.

В целом хорошо поставлено в городе гуманитарное образование, неплохо – спортивное, но крайне слабо развито техническое. Вообще по области полностью исчезли Дома юного техника. Но есть способные ученики, дети, которым недостаточно школьной программы. Надо создавать технические центры дополнительного образования талантливым математикам, физикам, химикам,  конструкторам, и тем, кто хочет научиться что-то делать своими руками, что потом пригодится в жизни.

Необходимо утвердить бюджетный норматив на создание дополнительного образования, прежде всего дополнительное техническое образование.

Помимо приобретения знаний – это еще и занятость ребят.

           

7. Строительство доступного жилья

Необходимо строить социальное жилье. Оно может быть только многоэтажное для врачей, учителей, ветеранов войны, военнослужащих.

Вне Екатеринбурга строится практически только частное малоэтажное жилье. Поэтому следует принять решение о начале комплексной застройки малоэтажного поселка.

Для этого необходимо выделить землю под поселок, провести межевые и кадастровые процедуры, определить объем участка земли, создать инфраструктуру, предложить 5-10 типовых проектов домов. Землю предоставить бесплатно.

           

У бизнеса (работодателей), населения, профсоюзов (работников) накопилось много проблем, которые необходимо комплексно решать после проведения избирательной компании.

Механизм решения этих проблем должен предусматривать площадку для их регулярного обсуждения:

           

8.Создание на постоянной основе регулярно собирающейся трехсторонней комиссии в составе 33 человек, по 11 человек с каждой стороны – от органов местного самоуправления (в том числе, депутатского корпуса), работодателей (бизнеса) и объединений профсоюзов.

Это будет постоянно действующая площадка для обсуждения проблем, находящихся в поле зрения власти, работодателей и профсоюзов. Должно быть подписано соглашение, которое бы включало разделы, касающиеся экономической политики, политики в сфере заработной платы, занятости населения, развития экономики города и бюджетной сферы, проблемы образования, молодежи, старшего поколения и т.д.

Все решения исполнительной и законодательной власти предварительно должны обсуждаться на трехсторонней комиссии – как это делается на уровне Российской трехсторонней комиссии. Тогда многое будет на виду, много участников будет включено в подготовку решения и, наверное, будет много свежих идей.

Примерный перечень вопросов, которые должны быть обсуждены на заседаниях комиссии:

8.1. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, меры по снижению энергозатрат на коммунальные услуги при соответствующем снижении стоимости коммунальных услуг для населения в условиях новых правил ценообразования.

8.2. Проблемы сохранения занятости и создания новых рабочих мест, прежде всего, для молодежи и пожилых работников. Формирование системы переподготовки кадров с учетом изменений на рынке труда. Непрерывное профессиональное образование взрослого населения.

8.3. О проекте долгосрочного плана социально-экономического развития города до 2020-2030 гг.

8.4. О мерах по стимулированию и привлечению инвестиций в экономику и социальные объекты города:

·за счет средств федерального и регионального бюджетов и программ развития социальной инфраструктуры города (социальное жилье, здравоохранение, образование, дорожное строительство, в том числе въезд в город),

·за счет привлечения средств частных инвесторов в развитие реального сектора и строительство жилья, в том числе в ипотеку.

8.5. Состояние и перспективы профессионального образования молодежи и взрослого населения в учебных центрах города и предприятий и трудоустройство молодежи после окончания учебы.

8.6. Развитие спортивного и физкультурного движения, состояния детско-юношеских спортивных школ, развитие спортивных сооружений. Поддержка команд высшей лиги, прежде всего, хоккейного клуба «Маяк». Стимулирование предприятий, вкладывающих средства в развитие спорта.

8.7. Рассмотрение проблем пожилых людей и предоставления возможности, при наличии желания, получения рабочих мест для дополнительного заработка по трудовому соглашению. Решение проблем досуга пожилых людей и привлечение их к активной общественной жизни, прежде всего, к воспитанию и обучению молодежи.

           

9. Поддержка малого и среднего бизнеса.

Необходимо внедрить практику, что все бюджетные средства, осваиваемые в городе, преимущественно должны распределяться среди городского малого и среднего бизнеса.

Также следует рекомендовать крупным предприятиям заключать на долгосрочной  основе контракты на поставку продукции и услуг с малым и средним бизнесом, зарегистрированным в городе. Это позволит значительно расширить число рабочих мест и увеличить бюджет города.

10.Обеспечение устойчивого развития Богословского алюминиевого завода.  Для этого необходимо способствовать решению следующих проблем:

1. Снижение тарифов по электроэнергии до 4 центов за кВтч.

2. Реконструкция 6 серии с переводом ее на обожженные аноды с силой тока 400 КА, мощностью 140 тыс. тонн.

3. Строительство нового литейного отделения для производства слитков плоских и цилиндрических из сплавов для проката.

4. Продолжение реконструкции глиноземного цеха с доведением мощности по глинозему до 1,6 млн. тонн с заменой декомпозиции, автоклавных и выпарных батарей, заменой печей кальцинации на печи кипящего слоя.

5. Завершение строительства шахты Черемуховская-Глубокая, что позволит в два раза снизить затраты на производство боксита.

В целом эти меры обеспечат снижение себестоимости алюминия на 1200-1300 долларов на тонну и сделают на длительный период завод и СУБР конкурентоспособными.

6. Строительство Новобогословской ТЭЦ до 2014-2015 гг., что позволит снизить стоимость производства энергоресурсов и даст работу многим, так как на строительство надо будет потратить 11,5 млрд. рублей.

Избираемые органы местного самоуправления – Глава города, Городская дума – должны понимать, что они были избраны всем населением города и должны защищать интересы всех горожан, не считая себя только представителями бюджетной сферы или, к примеру, торгового сектора.

Глава города должен избираться только населением.

Городская дума должна быть мозговым центром городского развития, а не только ревизором использования бюджетных средств.

Настало время посмотреть на себя другим взглядом, отвлечься от рутины текущих дел, попытаться заглянуть в будущее и начать строить его по плану, предвидя последствия.

И я в меру своих сил и знаний готов помочь это сделать.

22.06.2017

А.В.Сысоев: Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области на 2017-2021 годы и предложения по ее совершенствованию

Сысоев А.В., Вице-президент СОСПП, Председатель Комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Основные элементы Концепции "Пятилетка развития" Свердловской области...

17.05.2017

Хоккейный клуб «Маяк» подводит итоги сезона 2016-2017

Хоккейный сезон в России, и в Краснотурьинске, в частности, завершен. Для команд хоккейного клуба «Маяк» и ДЮСШ «Маяк» он получился...

16.05.2017

Команда САВИАК на эстафете 9 мая

Комнада САВИАК на традиционной эстафете посвященной Дню Победы показала неплохой результат и заняла 6-е место. Состав команды САВИАК: Недосеков Кирилл (результат...

Группа компании «Савиак»