ГлавнаяО президентеСтатьи, выступленияКраснотурьинск → Перспективы социально-экономического развития Северных территорий Свердловской области и задачи предпринимательского сообщества

Перспективы социально-экономического развития Северных территорий Свердловской области и задачи предпринимательского сообщества

Выступление на годовом собрании Северного территориального отделения СОСПП, 25 апреля 2012 г.

Северное территориальное отделение Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей за год увеличилось в своем составе с 23 до 32 членов. 

При этом на нашей территории находятся предприятия, которые входят в СОСПП на условиях коллективного членства. Это - предприятия металлургического  комплекса (например, УГМК), энергетического, лесного,  строительного сектора, торговли, железнодорожного транспорта и т.д. В целом мы оцениваем общее количество предприятий, входящих в Союз, на уровне 40-50. Надо расширять членство до 100-120 предприятий, при этом в каждом городе должно быть 10-15 членов Союза.

Сегодня реальная сила в переговорном процессе с властью это Союз промышленников и предпринимателей.

В рамках нашей деятельности мы в течение 2011 года трижды проводили собрания Северного отделения, на которых рассматривали вопросы:

  • об итогах социально-экономического развития  Северного управленческого округа в 2010 году;
  • об итогах социально-экономического развития  Северного управленческого округа за 9 месяцев 2011;
  • о совершенствовании взаимоотношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке, особенностях оплаты электрической энергии в 2012 году, способах снижения расходов и стоимости ТЭР.

По всем этим вопросам были приняты решения, которые были направлены на рассмотрение в органы исполнительной власти. Материалы этих решений вам розданы. На ряд наших обращений был получен ответ Правительства Свердловской области.

Также следует отметить, что члены нашего отделения активно принимают участие в работе СОСПП.

Управляющий Северным управленческим округом Граматик Иван Иванович подвел общие итоги наших работы в 2011 году, а я хотел бы остановиться на некоторых общих показателях, характеризующих наше развитие.

1.   Совокупный оборот организаций за 2011 год составил 171,8 млрд. руб., что соответствует росту на 130% к уровню 2010 года, в том числе:


Общий оборот

Рост

Крупные предприятия

150 млрд. руб.

133%

Малый бизнес

20, 8 млрд. руб.

117%

Сельское хозяйство

1,0 млрд. руб.

110%

2.   Производительность труда в минувшем году составил 2,5 млн.руб. на одного работника, продемонстрировав рост в 134% к уровню 2010 г.

3.    Темпы роста по отраслям в 2011 году составили:

Добывающая  промышленность

172%

Производство машин и оборудования

159%

Химическое производство

142%

Текстильное производство

129%

4.   Структура промышленного производства в округе существенно изменилась:


2010

2011

Обрабатывающая промышленность

55 %

47,5 %

Добывающая промышленность

34,0 %

43,3 %

Производство электроэнергии

11 %

9 %

5.   Общий объем инвестиций в округ составил 10,5 млрд. руб. - рост на уровне 147% по сравнению с показателем 2010 года (7,1млрд. руб.)

6.    В сельском хозяйстве наблюдаются негативные тенденции:

·идет сокращение поголовья крупного рогатого скота,

·снижается производство молока, мяса,

·фактически прекращено производство яиц.

7.    Рост показателя заработной платы составил 114% к уровню 2010 года.

В течение 2011 года и I квартала 2012 года члены Союза промышленников и предпринимателей, как на уровне РСПП и СОСПП, так и на других площадках, постарались обозначить проблемы, которые необходимо решить в нашей стране для развития бизнеса.

Ряд наших предложений нашла отражение в выступлениях Путина В.В.

 В то же время проблем в части создания конкурентных условий и обеспечения более благоприятного инвестиционного климата еще предостаточно.

Сегодня и «верхи», и «низы» понимают, что эти проблемы необходимо решать - и как можно быстрее.

Наша задача заключается в том, чтобы эти вопросы внимательно отслеживать, предлагать способы их решения и добиваться создания механизмов, необходимых для воплощения этих решений в жизнь

На приведенных графических материалах показано, какое место мы сегодня занимаем в мире по ряду важнейших показателей:

Инвестиционный климат

120-е место

Получение кредита

98- е место

Налоговая нагрузка

105-е место

Налоговое администрирование

105-е место

Получение разрешения на строительство

178-е место (423 дня)

Подключение к энергоснабжению

183-е место (281 день) – худшее место в мире

Нам в принципе нужна подробная дорожная карта, которая позволила бы поэтапно переместить Россию со 120-го места на 20-е место по состоянию инвестклимата - особенно по такому ключевому показателю, как сроки начала строительства.

В то же время есть вопросы, которые находятся в оперативной компетенции всех участников рынка, и по которым мы можем и должны найти компромиссные решения.

 

Это следующие вопросы:

1. Цены и тарифы естественных монополий

·       Запрет на рост тарифов с 01.01.2012 позволил удержать инфляцию по итогам I квартала 2012 года в пределах 3,5%.

·       Необходим расчет влияния роста цен и услуг естественных монополий на инфляцию и на конкурентоспособность всех отраслей экономики.

·       Требуется отдельно оценить последствия роста тарифов для экономики Свердловской области

·       Необходимо установить правило, по которому цены не должны расти быстрее инфляции

·       Требуется изменение методики ценообразования

·       Мы должны найти компромиссные решения по проблемам цен естественных монополий

2. Приоритеты экономической политики. Главное условие для развития экономики  - эффективный рост промышленности, а не борьба с инфляцией. Сегодня машиностроение находится на уровне 40% против 1990 года, а в докризисном, 2008 году, производство составляло 61% от уровня 1990 года.

3. Поддержка инвестиционной деятельности. Главные источники инвестиций - это, прежде всего, наши российские инвестиции. Иностранные инвестиции составляют не более 10%, и они не являются  решающими для развития экономики.

Поэтому необходимо внедрять меры для улучшения базовых условий финансирования и роста инвестиций по следующим ключевым направлениям:

§  Амортизация. Ее доля в объеме товарной продукции составляет 1-1,5% при минимально необходимом уровне в 10-15%.

§  Получение кредитов под инвестирование, (ставка - не более 6,5%). Данный процесс – сложный, особенно по долгосрочным кредитам и с учетом высоких залоговых обязательств.

§  Утвержденная и работающая программа развития внутреннего рынка, тем более что инвестиции в Северный округ минимальны на душу населения, а именно в 3-4 раза меньше чем в целом по Области.

§  Ставка рефинансирования, которая должна быть в пределах    4-5%

4. Эффективный обменный курс валюты. Считаю, что укреплять рубль не нужно. Курс доллара должен быть на уровне 30-35 рублей, и это сразу приведет к росту конкурентоспособности нашей продукции и даст толчок к замещению импорта отечественными товарами.

Только этот единственный фактор способен погасить НЕГАТИВНОЕ влияние на экономику роста цен естественных монополий.

5. Активное и всестороннее развитие внутреннего рынка. Для этого необходимо:

·       развивать кооперацию на региональном и муниципальном уровне;

·       создавать промышленные кластеры;

·       развивать жилищные программы, а для этой цели добиваться выделения земли под массовую застройку малоэтажного строительства и готовить проекты обеспечения инфраструктуры для строительства жилья. До сих пор не выделены площади для комплексной застройки.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что сегодня, к сожалению, у нас нет программы развития внутреннего рынка. Все естественные монополии осуществляют собственное снабжение через головные московские офисы, и таким образом, местные производители исключаются из схем поставок, у них просто нет возможности получить заказ. Это касается энергетиков, газовиков, железнодорожников, муниципальных и региональных заказов.

6. Проблема подготовки кадров:

·   Остро стоит вопрос по переподготовке кадров, в связи с чем назрела необходимость принятия закона об обязательном непрерывном образовании работников.

Лицеи, колледжи, университеты ориентированы исключительно на подготовку молодых специалистов. Никто не специализируется на переподготовке взрослого работающего населения. При этом сами сроки обучения непозволительно длительные.

Вопросы, касающиеся непрерывной переподготовки работников, необходимо поднимать в крупных образовательных центрах.

·   В 2000 году была принята Лиссабонская стратегия, которая определила, что не менее 12,5% работающего населения должно быть охвачено переподготовкой. Фактически в 2010 году в России было переподготовлено 5 млн. работников на 70 млн. человек работоспособного населения, что составляет 7,0%. Для сравнения охват учебой работающего населения в других странах:

Страна

% работающего населения

Выше по сравнению с Россией в разы

Франция

51

7,3

Финляндия

77,3

11

Австрия

89,2

12,7

США тратит на обучение персонала 150 млрд. $, Швеция на эти же цели направляет 1 млрд. $.

Нам необходимо в наших городах разобраться, как поставлена работа по переподготовке работников, есть ли программы обучения, какие сроки, качество, перечень профессий.

7. Качество управления.

Россия по качеству управления находится на 96 месте в мире.

Если при первичном обучении учащимися еще проходится курс управления, то специализированных центров по переподготовке работающих управленцев практически нет.

Все проблемы нашей неэффективной экономики заключаются в низкой квалификации управления. У нас просто нет стандартов управленческой деятельности.

Чтобы мало-мальски соответствовать современным требованиям, предъявляемым к управлению, необходимо обучать и переобучать чиновников всех уровней, мастеров, бригадиров, руководителей цехов и предприятий.

Для справки: с целью повышения эффективности работы отеля мы наняли специалистов по отельному бизнесу, стали обучать работников гостиницы, начав с самого элементарного - как надо разговаривать с клиентом по телефону, общаться лицом к лицу с клиентом, как улыбаться и т.д. И результат не заставил себя ждать - уже через две недели появилась позитивная реакция клиентов, в целом улучшилась экономика гостиницы.

8.Миграционная политика.

Миграционная политика в нашей стране – запутанная, сложная, коррупционная. Она должна быть:

·                   более оперативной и приспособленной к заемному труду, поэтому нужно разрешить пересматривать квоты на мигрантов 1 раз в квартал.

·                   рассчитанной на обеспечение предприятий нормальными квалифицированными рабочими. Для этого необходимо обучать мигрантов стандартным профессиям.

9. Решение хронических проблем железнодорожного транспорта, касающихся:

·                   состояния и наличия подъездных путей

·                   отсутствия подвижного состава

·                   исполнения заявок, которые остаются на непозволительно низком уровне (50-70%)

10.  Развитие автомобильного сообщения. Требуется обратить внимание на автомобильный большегрузный транспорт и добиваться ввода в строй дороги Ивдель – Югра в приемлемом для этих целей виде.

11. Условия муниципальных и региональных заказов: по ним ввели в практику платежи в виде залоговых обязательств в размере не менее 30-50% от стоимости контракта с перечислением этих средств на счет заказчика услуг или продукции. Это -  явный перебор.

12. Проблема долгосрочных заказов.

Таким образом, есть десятки проблем, которые необходимо обсуждать, находить механизмы их решения и воплощать эти решения в жизнь. Необходимо составлять дорожные карты, чтобы шаг за шагом решать назревающие проблемы.

Нужны постоянные площадки для такой профессиональной и заинтересованной дискуссии. Мы, промышленники, должны сами для себя четко понять текущие проблемы, сформулировать их, проработать меры по их решению и переводить это решения поэтапно, шаг за шагом, в практическую плоскость. Сейчас обстановка складывается таким образом, что нас начинают слушать. Надо этим воспользоваться.

 

Наши  задачи:

1. Добиться ежегодного роста объемов производства на   20-30%, доведя их  до уровня 2007-2008 годов.

2. Решить проблемы строительного комплекса, который, особенно, в части производства строительных материалов, в округе практически самоликвидировался: объемы строительства составляют 50% от уровня 2007-2008 годов, показатели первого квартала 2012 г. упали на 43% к соответствующему показателю 2011 г.

Нам нужны инвестиции в жилье, в энергетику, в сами предприятия. В связи с этим, следует проводить выездные совещания по этим вопросам совместно с Союзом предприятий стройиндустрии и Министерством строительства Свердловской области.

3. Добиваться увеличения уровня инвестиций до 20-30 млрд. руб. в год.

4.Сформулировать базовый документ по проблемам развития Северного управленческого округа и пригласить Правительство Свердловской области на его рассмотрение.

Справочно:

1. Рост на тарифов электроэнергию – 7,7% с 01.07.2012

2. Нет необходимости строить дополнительные объекты генерации

3. Лиссабонская стратегия - не менее 12,5% работников обучать ежегодно

Россия – 7,5% при 70 млн.работающих

Всего 5,0 млн. человек обучилось в 2010 году

США тратит 150 млрд. $ на обучение персонала, Швеция на эти же цели направляет 1 млрд. $.

Доля участвующих в непрерывном образовании

Страна

% работающего населения

Рост, в разы

Франция

51

2

Финляндия

77,3

3,5

Австрия

89,2

4

Россия

22,4

< 1/4

ДПО – дополнительное профессиональное образование

- Бюджетное финансирование учебных центров

- Кредитование

- Выделение  бюджетных средств

24.04.2017

Коммерческое предложение по аренде офисных помещений

Всем собственникам малого и среднего бизнеса предлагаем стать арендатором офиса в Торговом Доме «САВИАК»  расположенном по адресу: г. Краснотурьинск, ул....

19.04.2017

Доклад А.В.Сысоева 11.04.2017

Доклад А.В.Сысоева на Окружном Форуме «Краснотурьинск - территория опережающего развития: новые возможности для предпринимательства» 11.04.2017 года, г. Краснотурьинск, читать,  в виде...

18.04.2017

ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ СТИПЕНДИАТОВ ФОНДА А.В. СЫСОЕВА

13 апреля 2017 года в Краснотурьинском индустриальном колледже состоялось торжественное вручение стипендии из Фонда Анатолия Васильевича Сысоева. 22 апреля 2004...

Группа компании «Савиак»